Швейцарская компания Stadler опровергает информацию о заключении масштабного контракта с Белорусской железной дорогой (БЖД), ставя под сомнение перспективы ранее анонсированной сделки по выпуску 65 поездов на предприятии в Фаниполе.
Фото носит иллюстративный характер
Как стало известно изданию Office Life, центральный офис машиностроительного концерна в Швейцарии официально отрицает факт подписания каких-либо договоренностей с белорусским перевозчиком. Данная позиция была озвучена в рамках письменного ответа на официальный запрос со стороны средств массовой информации. При этом в компании не стали отрицать, что диалог между сторонами действительно велся.
Ключевым препятствием для реализации любого потенциального соглашения, как подчеркнул представитель Stadler в комментарии для Office Life, являются международные санкционные ограничения. «Stadler полностью осознает, что в сложившихся политико-экономических условиях ни прямые поставки железнодорожного подвижного состава в Беларусь, ни его производство на территории республики не представляются возможными», – заявил он. Таким образом, текущий статус переговоров между БЖД и производителем остается совершенно неясным и вызывает серьезные вопросы.
Данное опровержение последовало вскоре после громкого заявления первого заместителя начальника БЖД Александра Хорошевича. Как ранее информировал портал 024.by, высокопоставленный чиновник в кулуарах международного железнодорожного салона «PRO//Движение.Экспо» в Санкт-Петербурге сообщил о скором подписании крупного контракта. По его словам, стороны должны были заключить сделку «буквально на той неделе».
Хорошевич раскрыл и детали предполагаемого соглашения: речь шла о производстве и последующей поставке современных моторвагонных поездов, включая как электрические, так и дизельные модели. Новый подвижной состав планировалось направить для усиления внутриреспубликанского сообщения, включая направления эконом- и бизнес-класса, а также городские линии. При этом представитель БЖД особо акцентировал внимание на том, что вся производственная деятельность должна была быть локализована на фанипольском заводе, без указания конкретных сроков реализации проекта.
Напомним, что после введения санкций в 2021 году Stadler предпринял меры по релокации значительной части производственных мощностей и персонала в страны Европейского союза. Несмотря на то, что предприятие под Минском формально не прекращало свою работу, его штат был существенно сокращен.
Ситуацию дополнительно запутывают неоднократные заявления белорусских властей о намерении создать на базе фанипольского завода совместное белорусско-российское предприятие. Этой позиции, в частности, придерживались и представители БЖД в октябре 2024 года.
Однако сама швейцарская компания категорически опровергла планы по продаже своего актива и даже свое участие в каких-либо переговорах на этот счет. В качестве ответа белорусской стороне выступил главный исполнительный директор Stadler Rail AG Петер Шпулер. Он недвусмысленно заявил, что компания всегда неукоснительно соблюдала все санкционные режимы. Более того, Шпулер выразил уверенность в том, что у официального Минска отсутствуют какие-либо планы по изменению сложившейся структуры собственности их предприятия. Это заявление прозвучало довольно неожиданно и контрастирует с официальной позицией белорусских чиновников, создавая почву для дальнейших спекуляций.