Современный театр кукол — это давно уже не только развлечение для самых маленьких. Это серьезное, глубокое и порой экспериментальное искусство, способное говорить со зрителем на языке сложных метафор и сильных эмоций. Недавнее событие в Могилевском областном театре кукол стало ярким тому подтверждением. Сюда на несколько дней высадился настоящий «творческий десант» — режиссеры из Москвы и Санкт-Петербурга, чтобы вместе с местной труппой создать нечто совершенно новое.
024.by
В Могилеве завершилась уникальная режиссерская лаборатория — совместный проект театра и Центра поддержки русского театра за рубежом, действующего при Союзе театральных деятелей России. У труппы театра и трех приглашенных режиссеров было всего пять дней. Пять дней на то, чтобы взять известные всем со школьной скамьи классические произведения и превратить их в яркие, смелые и современные театральные эскизы. Это не полноценные спектакли, а скорее концентрированные идеи, наброски будущих постановок, в которых заложен главный режиссерский замысел.

Под руководством Константина Горина, возглавляющего Центр поддержки русского театра, творческий марафон увенчался показом трех совершенно разных работ. Московский режиссер Дмитрий Богданов взялся за готическую сказку Оскара Уайльда «Кентервильское привидение». Но его работа под названием «Шепот Кентервиля» была далека от традиционной постановки. Зрители оказались внутри иммерсивного спектакля — формата, где нет четкой границы между сценой и залом. Публика не просто наблюдала за историей со стороны, а буквально погружалась в таинственную атмосферу старинного замка, становясь частью происходящего.

Два других эскиза представили режиссеры из Санкт-Петербурга. Арина Прохорова обратилась к тонкой и пронзительной прозе Ивана Бунина, выбрав для постановки его рассказ «Чистый понедельник». Ей удалось перевести сложный, наполненный полутонами и внутренними переживаниями текст на язык сцены, создав глубокий психологический этюд. А Алексей Егоров предложил свое видение вечной трагедии Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта», доказав, что история о вражде и любви может звучать остро и актуально во все времена. Все три работы, по отзывам и руководства театра, и зрителей, были выполнены на высочайшем уровне и оставили неизгладимое впечатление.

Важно понимать, что эта лаборатория была не просто творческим упражнением. Это был своего рода конкурс идей, инвестиция в будущее театра. Теперь художественному совету Могилевского театра кукол предстоит сделать непростой выбор — определить лучший из трех представленных эскизов. Работа-победитель не останется просто ярким воспоминанием. При поддержке Союза театральных деятелей России она будет доработана и превратится в полноценный спектакль, премьера которого запланирована в репертуаре театра на 2026 год. Таким образом, творческий эксперимент получит реальное воплощение и войдет в афишу, радуя могилевских зрителей. Это прекрасный пример того, как краткосрочный проект может дать долгосрочный и ощутимый результат.

Событие в Могилеве — лишь один из эпизодов большой и системной работы, которую ведет Союз театральных деятелей России. Так что же такое эти режиссерские лаборатории, которые проходят в русскоязычных театрах по всему миру? По сути, это мощный «витаминный заряд» для творческого коллектива. Это возможность для театра, работающего в своем устоявшемся ритме, на время встряхнуться, выйти из зоны комфорта и попробовать что-то совершенно новое.
Схема работы проста и эффективна. В театр, находящийся за пределами России, приезжает опытный режиссер или даже целая команда. Вместе с местными актерами они начинают интенсивную работу над выбранным материалом. У них нет цели создать отполированный до блеска спектакль — на это просто не хватит времени. Их задача — найти нерв произведения, нащупать ключевую идею и представить ее в виде сценического эскиза. Для актеров это шанс поработать в непривычной для себя манере, познакомиться с новыми театральными техниками и раскрыть в себе неожиданные грани таланта. Для театра в целом — это возможность увидеть свой потенциал с другой стороны и получить свежие идеи для обновления репертуара. Такие творческие «инъекции» помогают поддерживать культурные связи, обогащать театральный язык и сохранять единое пространство русского театра, невзирая на границы. В конечном счете, выигрывают все — и артисты, получившие бесценный опыт, и, конечно же, зрители, которые в будущем увидят на сцене новые, смелые и интересные постановки.