Ученые из Университета Дьюка (США) установили связь между уровнем образования и скоростью старения. Публикацию результатов исследования взяло на себя крупнейшее издательство США Duke University Press. (Примечание: фраза «взяло на себя» звучит немного странно в этом контексте. Лучше: «Публикацию результатов исследования осуществило…» или просто «Результаты опубликовало…», но исходный вариант не ошибочен).
Фото носит иллюстративный характер
Вывод ученых касается не только внешних проявлений увядания организма, но и биологического возраста, который отражает состояние здоровья, скорость обменных процессов и степень «изношенности» организма. Его можно определить по набору эпигенетических меток на ДНК, который меняется с возрастом.
Для анализа были взяты данные 14 тыс. человек. Ученые установили, что в 80-х разница в биологическом возрасте между выпускниками колледжей и людьми с начальным уровнем образования составляла всего 1 год. К 2015-2018 годам этот разрыв увеличился почти в 2 раза.
Важно, что при анализе не учитывался образ жизни человека. Не имело значения, придерживается ли он сбалансированного питания, занимается ли спортом, курит или нет. В расчет брался только уровень образования.
По мнению ученых, образование дает ряд преимуществ, которые и определяют замедленное старение. Среди них — большая психологическая устойчивость: знания помогают справиться с тревогой, предоставляя инструменты для анализа причин беспокойства, разработки стратегий решения проблем и принятия неизбежного. Образованные люди лучше ориентируются в потоке информации и умеют интерпретировать сигналы организма. Образование играет ключевую роль в развитии личности, влияя на когнитивные способности, социальные и эмоциональные качества.
По прогнозам исследователей, один год учебы отсрочивает старение на 2-3%. Кроме того, образование и постоянная умственная активность снижают риск развития деменции и болезни Альцгеймера.
Это еще раз подтверждает расхожее мнение, что учиться нужно всю жизнь.