Путь к открытиям всегда очень непростой, а путь географических открытий еще и часто трагический. Именно такая история произошла 503 года назад, когда корабль “Виктория” наконец-то вернулся из первого кругосветного путешествия. Почти три года неизвестности и мир получил новые открытия! Сегодня вспоминаем знаменитое путешествие Магеллана.
Изображение создано ИИ
В захватывающую эпоху, когда морские горизонты манили, как никогда прежде, а неизведанные земли таили в себе обещания богатства и славы, Фернан Магеллан, личность, исполненная решимости и амбиций, задался целью, казавшейся несбыточной мечтой – открыть западный путь к Островам Пряностей, богатейшему источнику специй, столь ценимых в Европе. Эта эпоха Великих Географических Открытий характеризовалась не только расширением границ известного мира, но и глубоким переворотом в сознании людей, меняя их представление о планете Земля и ее возможностях.

Несмотря на безусловный талант мореплавателя и убедительность доводов, Магеллан столкнулся с серьезными препятствиями на пути к реализации своей грандиозной идеи. Севильская «Палата Контрактров», ответственная за морские экспедиции, изначально отнеслась к его планам с подозрением, сомневаясь в возможности найти западный путь к Азии. Однако, благодаря настойчивости Магеллана и поддержке влиятельного испанского чиновника Хуана де Аранды, ему удалось добиться аудиенции у молодого короля Карла I (будущего императора Священной Римской империи Карла V). Королевская поддержка стала решающим фактором, обеспечившим экспедиции необходимое финансирование и государственную поддержку. Аранда не упустил шанс обогатиться и потребовал долю в будущих прибылях.
Королевская казна не поскупилась на снаряжение экспедиции. Пять кораблей – «Тринидад» (флагманский корабль под командованием Магеллана), «Сантьяго», «Консепсьон», «Сан-Антонио» и «Виктория» – были тщательно подготовлены к долгому и опасному плаванию. На их борту разместились около 300 человек, включая опытных моряков, картографов, священников, солдат и даже летописца Антонио Пигафетту, чьи записи стали бесценным источником информации об экспедиции. Корабли были загружены провизией, оружием, навигационными инструментами и товарами для обмена с местными жителями.

Пересекая Атлантический океан, флотилия Магеллана достигла берегов Южной Америки. Устье реки Ла-Плата, принятое поначалу за заветный пролив, оказалось лишь широкой рекой. Магеллан, не теряя надежды, продолжил движение на юг, вдоль сурового побережья Патагонии. Суровая зима, штормы и нехватка продовольствия привели к падению духа моряков. Недовольство испанских капитанов переросло в открытый мятеж, который был жестоко подавлен Магелланом. Один из кораблей, «Сантьяго», потерпел крушение, а экипаж был спасен. Тем не менее, Магеллан продолжал верить в успех, и его настойчивость была вознаграждена 21 октября 1520 года, когда экспедиция обнаружила узкий пролив, соединяющий два океана — Атлантический и Тихий. Этот пролив, получивший впоследствии имя Магеллана, стал одним из самых сложных и опасных морских путей в мире. «Сан-Антонио», отправленный на разведку, бросил экспедицию и вернулся в Испанию, оставив экспедицию без ценных припасов.

Выйдя в Тихий океан, моряки Магеллана испытали облегчение, полагая, что до Островов Пряностей осталось совсем немного. Однако, их ждало жестокое разочарование. Океан оказался огромным, и плавание через его безбрежные просторы заняло более трех месяцев. За это время моряки страдали от голода, жажды и болезней. К счастью, погода была на удивление спокойной, что и дало Магеллану повод назвать этот океан Тихим. Экспедиция открыла несколько необитаемых островов, но не нашла достаточных запасов провизии.
В марте 1521 года флот Магеллана достиг Филиппинских островов. Магеллан попытался установить дружественные отношения с местными правителями и обратить их в христианство. Он заключил союз с раджой Хумабоном, правителем острова Себу, и с его помощью начал подчинять себе соседние острова. Однако, его вмешательство во внутренние дела филиппинцев привело к конфликту. 27 апреля 1521 года Магеллан погиб в битве с жителями острова Мактан, возглавляемыми вождем Лапу-Лапу, который отказался признать власть испанцев.

После гибели Магеллана, командование экспедицией перешло к Хуану Себастьяну Элькано. Он решил продолжить плавание к Островам Пряностей, достиг Молуккских островов и загрузил корабли ценным грузом специй. Из-за нехватки людей и повреждений кораблей, было решено затопить «Консепсьон».
«Тринидад» попытался вернуться в Америку, но был захвачен португальцами. Только «Виктория», под командованием Элькано, сумела обогнуть Африку и 6 сентября 1522 года добралась до берегов Испании, завершив первое в истории путешествие вокруг света. Из более чем 270 человек, отправившихся в путь, домой вернулись лишь 18 изможденных моряков. Именно их можно считать совершившими кругосветное плавание, а имя главного капитана — Хуан Себастьян Элькано. Хотя путешествие все называют кругосветкой Магеллана, тот, к сожалению, его не смог завершить.
Несмотря на огромные потери и трудности, экспедиция Магеллана стала триумфом человеческого духа и положила начало новой эпохе в истории географических открытий. Она окончательно доказала шарообразность Земли, проложила новый морской путь в Азию и расширила границы известного мира.