Лондон, наше время. В самом сердце британской юстиции, на стене здания Королевского суда, появляется новая работа Бэнкси. Не просто рисунок, а мощное заявление, вызов системе.
Фото из открытых источников
8 сентября новое граффити взбудоражило общество. На стене изображен судья, облаченный в традиционный белый парик и черную мантию, обрушивающийся с ударами на лежащего на земле демонстранта. Плакат, который сжимает в руке протестующий, залит багровой кровью.

Работа мгновенно вызвала бурю обсуждений. Имеет ли она связь с конкретными происходящими событиями? Возможно. Ведь за два дня до этого в Лондоне арестовали почти тысячу человек, протестовавших против запрета организации Palestine Action. Полиция заявила о насилии со стороны протестующих. Изображение судьи, попирающего права протестующего, – это символ подавления свободы слова? Или же это отражение столкновения двух сил, где каждая уверена в своей правоте?
Одни видят в этом произведении острое обличение судебной системы, превратившейся в инструмент угнетения. Другие – напоминание о необходимости соблюдения закона и недопустимости насилия. Как бы то ни было, новая работа Бэнкси – это зеркало, в котором отражаются противоречия современного общества, его страхи и надежды. А теперь давайте немного поговорим о Бэнкси.

Он – призрак, легенда, неуловимый гений стрит-арта. Он – Бэнкси. Художник, чье имя стало синонимом протеста, сатиры и анонимности. Его трафаретные послания на стенах зданий превратились в феномен мировой культуры, будоража воображение и заставляя задуматься о насущных проблемах человечества.
Но кто же он, этот таинственный Бэнкси? До сих пор нет фактов, дающих полное представление о его личности. Словно ускользающая тень, Бэнкси дразнит мир своей анонимностью, порождая бесчисленное множество теорий о том, кто же на самом деле скрывается за этой легендарной маской. Каждая из этих версий – это лишь осколок зеркала, отражающий разные грани его таланта и влияния.

Роберт Дель Ная. Мелодия протеста от Massive Attack. Музыкант из культовой группы Massive Attack, выходец из Бристоля, с опытом в граффити-движении 80-х. Эта версия подогревается совпадением гастрольных дат группы и появлением новых работ Бэнкси, а также случайной обмолвкой диджея Голди о том, что художника зовут Робертом. Дель Ная, как творческая личность, выражающая протест, будто бы является идеальным кандидатом на роль голоса улиц.
Джейми Хьюлетт. Визуальный гений из Gorillaz. Соавтор виртуальной группы Gorillaz и талантливый художник, Хьюлетт обладает острым чувством стиля и социальной сатиры. Его связь с продюсированием документального фильма «Выход через сувенирную лавку» и возможная причастность к продаже работ Бэнкси добавляют интриги. А дружба Хьюлетта с участниками Blur порождает вопрос: не повлияло ли это на появление работы Бэнкси на обложке их альбома?
Творческий коллектив под началом загадочной музы. Версия о том, что за Бэнкси стоит не один человек, а целая команда, возглавляемая женщиной, звучит особенно привлекательно. Этот взгляд позволяет объяснить разнообразие стилей и техник, используемых в его работах, а также повышенное внимание к женским образам. Указывают даже на конкретную персону – блондинку, мелькавшую в документальном фильме о стрит-арте.
«Заговор художников». Художественный истеблишмент критикует сам себя. Самая смелая и провокационная теория гласит, что Бэнкси – это не один человек, а группа известных художников, решивших под псевдонимом высмеивать арт-мир и его условности. Этот вариант объясняет глубокое понимание художественных процессов и критический взгляд на мир искусства, проявляющиеся в его работах.

Эти версии – лишь игра теней, отражающих многогранность личности Бэнкси. Независимо от того, кто скрывается за этой маской, его искусство продолжает говорить за себя, заставляя нас задуматься о том, что происходит вокруг.
Анонимность для Бэнкси – это не просто способ сохранить инкогнито, это часть его образа, его «маска», которая позволяет ему оставаться «голосом простых людей», не отвлекая внимание от сути его высказываний. В его случае, анонимность – это больше способ обезопасить себя, чем приобрести популярность. «Если хотите, чтобы вас услышали – говорите в маске», – утверждает Бэнкси.

Творчество Бэнкси – это не просто роспись стен. Это сплав акционизма, хеппенинга, ленд-арта, инсталляций и перформансов. Он дерзко вторгается в городское пространство, превращая обыденность в арену для провокаций и остроумных комментариев. Он способен преобразить обыденное в необычное, будь то превращение уличного скитальца в рождественского персонажа, раскрашивание экзотического животного, таинственное появление на премьере собственного фильма или организация импровизированной арт-ярмарки на венецианских улицах во время биеннале.
Его искусство – это диалог с обществом на языке, понятном каждому. Будь то крыса, как символ свободы в каменных джунглях, или девочка с шариком, Бэнкси находит универсальные образы, резонирующие с чувствами и мыслями людей по всему миру.

Однако, несмотря на антикапиталистическую позицию, работы Бэнкси пользуются огромным спросом на арт-рынке. Знаменитости выстраиваются в очередь за его произведениями, а цены на аукционах бьют рекорды. «Девочка с воздушным шаром», уничтоженная шредером на Sotheby’s, стала символом протеста против того, чтобы искусство превращалось в коммерцию, но при этом ее стоимость возросла в разы.
«Девочка с воздушным шаром» (2002): Возможно, самая известная работа Бэнкси, изображающая малышку, отпускающую алый шар в виде сердца. Символ надежды, утраты и ускользающей мечты.

«Потребительский крючок» (2006): Сатирическое изображение толпы, стремящейся к распродаже, с отсылкой к библейской сцене оплакивания Христа. Острая критика потребительского общества.

«Заметите это под ковер» (2006): Злободневное изображение проблемы игнорирования неприятных фактов. Намек на то, что если что-то игнорировать, оно автоматически исчезнет.

«Мытье полосок зебры» (2008): Грязная работа по уборке в прямом и переносном смысле, намёк на сокрытие того, что не должно быть видно, и о том, что это тоже труд.

«Рабы со смартфонами»: Социальная проблема отчуждённости, люди не интересуются ничем, кроме смартфонов и интернета.

«Беженец Стив Джобс»: Напоминание о том, что эмигранты могут быть полезны, а может быть, даже необходимы государству.

Бэнкси проявил себя не только как уличный художник, но и как кинорежиссер, расширив границы своего творческого влияния. Его дебютная работа, документальный фильм «Выход через сувенирную лавку», стала сенсацией в мире кино, и с тех пор он не перестает экспериментировать с новыми формами самовыражения.
Этот фильм, выпущенный в 2010 году, позиционируется как документальная лента о стрит-арте, но быстро превращается в запутанную историю о самом Бэнкси и его взаимодействии с эксцентричным французским владельцем магазина одежды Тьерри Гета. Гета, одержимый идеей задокументировать стрит-арт сцену, сам становится художником под псевдонимом Mr. Brainwash и, к удивлению многих, достигает коммерческого успеха.

«Выход через сувенирную лавку» вызвал ожесточенные споры о подлинности, авторстве и природе искусства. Является ли Гета настоящим художником или просто марионеткой в руках Бэнкси? Правдива ли эта история или это гениально разыгранная мистификация? Фильм не дает однозначных ответов, оставляя зрителя в состоянии приятной растерянности.
«Выход через сувенирную лавку» был номинирован на премию «Оскар» в категории «Лучший документальный фильм» в 2011 году. Это стало беспрецедентным событием для андеграундного художника, чьи работы традиционно воспринимались как вандализм. Номинация на Оскар стала признанием Бэнкси как значимой фигуры в мире искусства, но при этом создала логистическую дилемму.
Как анонимный художник может появиться на церемонии вручения премии Оскар? Бэнкси заявил, что придет на церемонию в маске, но Академия кинематографических искусств и наук отклонила его предложение. В итоге, Бэнкси не явился на церемонию, продемонстрировав свою приверженность анонимности и протесту против условностей мира искусства.
Эта история с Оскаром подчеркнула ключевую особенность Бэнкси: он не просто художник, а культурный феномен, который размывает границы между искусством, коммерцией и политикой. Он использует свою анонимность и провокационные работы, чтобы задавать неудобные вопросы и бросать вызов общепринятым нормам. Его работы – это зеркало, отражающее наши страхи и надежды, а его анонимность – это вызов системе, призыв к свободе и самовыражению. Он, несомненно, ещё долго будет будоражить умы и вдохновлять на перемены.

А что будет с новым изображением судьи в Лондоне? Сейчас работу закрыли щитами, но, ее уничтожат. Об этом уже сообщили власти Великобритании. А вот художника будут искать.
На самом деле полиция уже преступила к своим обязанностям и ищет «вандала». Если рисунок будет признан нанесением ущерба, то Бэнкси придется предстать перед судом. Причем власти утверждают, что ему придется публично раскрыть свою личность. Впрочем, этого уже давно добиваются многие, и уже не впервые художник ходит по краю. Лишить анонимности Бэнкса грозились не раз.
Творчество Бэнкси существует по-разному. Иногда его убирают как можно скорее, иногда оно остается красоваться на улицах, бывает, что его вырезают вместе с основой, чтобы потом продать. Но все работы Бэнкси каждый может увидеть в его Инстаграме, где хранится то, что уже и не увидеть в городах мира.