С нами в классе учился второгодник Лёша, а еще точнее парень оставался на второй год два раза, и все в восьмом классе. То есть три года за одной партой. Нас, конечно, это все забавляло. На второй год – нормально, таких хватало, но на третий остаться – это нужно постараться. С нами Леша все же освоил программу и завершил девятилетку. Но риск остаться на четвертый год у него был велик. В современной школе вряд ли такое возможно представить. А ведь она, действительно, очень сильно отличается от той, что была в СССР, хотя и построена на базе советской школы. Что же поменялось?
Архивное фото
Условная «Баба Маша», которая была вахтером, а часто и уборщицей, встречала всех детей на пороге школы, сидя на своем месте, могла отчитать за следы на полу и опоздание на урок, но в очень редких случаях здесь стояли дежурные учителя, директор, заучи. Это должна была быть какая-нибудь серьезная акция, чтобы учеников проверяли – во сколько пришел, в чем одет, есть ли карта учебного заведения.
Карт, кстати, ни у кого не было, как и турникетов. В школу мог войти абсолютно любой, для этого не обязательно было отбивать пропуск или ждать, когда «Баба Маша» пропустит. Уже позже, в 90-е стали проверять детей на предмет внешнего вида, чтобы не пришли слишком разодетые в непойми что, вроде джинсов.
Родители проходили в школу свободно. Им нужно было общаться с учителями, которых можно было поискать в учительской, увидиться с директором, который принимал, если был на рабочем месте практически в любой день и время, хотя приемные часы у него, конечно, были. Мама могла прибежать в любой момент, чтобы принести забытые дома тетрадки или спортивную форму. Не нужно было ни записываться на прием, ни просить встретить учителя на первом этаже, ни ждать родительских дней, ни оставлять свои паспортные данные в книге посещений у вахтера. Участие родителей в школьной жизни не ограничивалось, а максимально приветствовалось, ведь только так можно было из «оболтуса воспитать настоящего человека».

Для современных детей фразы вроде «Выйди вон из класса!» и «Опоздаешь, на урок можешь не приходить!» — нонсенс. Очень редким из них доводится услышать подобные слова, да и то, вероятно, раз в жизни. А в советской школе это было нормой. Если ты нарушал дисциплину в классе, то тебя могли выгнать в коридор, где придется маяться от безделья.
Наверное, современного школьника до недавнего времени такое бы не испугало. Сел бы с телефоном в руках и наслаждался жизнью. Сегодня это уже могло бы стать серьезной проблемой. Но не станет. Потому что в современной школе за ребенка на уроке отвечает учитель, по-хорошему он даже в туалет должен всех за ручку водить в сопровождении остальных учеников. В общем, учитель не может выгнать школьника с урока. Он несет ответственность за его жизнь и здоровье. А еще всем детям гарантировано получение образования, а значит, выгоняя из класса учитель нарушает их права.
А ведь дети умеют сорвать урок, поиздеваться над учителем, тем самым нарушая права других школьников и самого педагога. Такое дисциплинарное наказание если и не проучит хулигана, то даст спокойно учиться другим.
Многие учителя очень строго относились к опозданиям, и школьники знали, что на некоторые уроки можно вообще не приходить, если заявился не вовремя. Все равно не пустят на занятия. Применять сегодня такой вид воздействия никто не рискнет по тем же вышеуказанным причинам, а ведь это действительно способствовало собранности и ответственности. Постепенно количество опозданий уменьшалось, да и прогулов, вопреки всему, становилось меньше.

Дневник нужно заполнять аккуратно, без ошибок, сокращать установленным способом слова, только синей или фиолетовой ручкой, никаких посторонних записей не допускается. Дневник – это документ. Все это отлично знают современные школьники.
В СССР дневник был для родителей и учеников. Первые получали из них информацию об успеваемости и поведении ребенка, вторые также могли отслеживать отметки и фиксировать домашние задания. Функция у дневника была сугубо практическая, никакой представительной функции он не нес.
Можно было писать в дневнике как хочешь, никто не отругает за огромное слово «Каникулы» на страницах в соответствующее периоду отдыха время. Можно было делать свои пометки и не писать домашние задания, если они не были заданы или ты отсутствовал по причине болезни. Дети даже рисовали в дневниках.
При этом там всегда выставлялись отметки! Не было такого, чтобы ребенок не знал, что получил на уроке, что учитель пока не выставил что-то. Если же школьник сам не хотел подавать дневник, то в конце недели, на проверке, классный руководитель сверял отметки с журналом и выставлял их в соответствующие графы. Родителям был смысл смотреть в эту «тетрадь», так как они реально могли понять, как учится их чадо и заняться воспитанием или дополнительными уроками. Ни для кого не было сюрпризом, что в итоге выходит за четверть. Отметки всегда были перед глазами, и школьник понимал, над чем ему нужно поработать и за каким учителем побегать для получения дополнительных заданий.

В советской школе всегда приходили на выручку тем, кто не понял, упустил, прогулял, забросил учебу. Конечно, далеко не все школяры были счастливы от такого внимания, но им приходилось это терпеть.
С учителями дети оставались дополнительно после уроков, не по программе поддерживающих занятий, а просто так. Иногда приходили на урок в другой класс и писали пропущенные контрольные и самостоятельные, выполняли упражнения, пока учитель работал с другими детьми. Иногда в свое свободное время, в форточки, после работы педагоги занимались дополнительно с отстающими. Это была дополнительная, неоплачиваемая нагрузка, но каждый учитель готов был работать на результат вместе с ребенком.
А еще с отстающими занимались одноклассники. Они приходили к ним домой, помогали с уроками, объясняли темы, которые были пропущены, например, по болезни. Все стремились сделать свой класс лучшим в школе или в параллели. Это было престижно. Если кому-то грозил второй год обучения, то с этим школьником стремились работать все.
Но не только поддерживали, но и порицали. Чуть ли не ежедневные выговоры, постоянные вызовы к директору «на ковер» с родителями и без, разбирательства на педсоветах и собраниях пионерских дружин и комсомольской организации. Над отстающим брали шефство, но и порицали, если он не стремился исправиться.

Учитель в СССР был авторитетом. Это поддерживалось всем обществом, а потому редко возникали такие конфликты, которые доходили до откровенного хамства и доведения учителя до истерики. Да, конечно, учителя могут быть разные, они могут быть неправы, но дети об этом знать были не должны. До некоторых пор ребенка даже слушать не стали бы, просто достали ремень и отходили. Дети очень боялись, что учитель позвонит родителям, что тех вызовут в школу. Только откровенные оболтусы плевали на такие меры воздействия.
Родители же слушали учителя и воспитывали детей в уважении к педагогу. И если и случалось непонимание, то мама сама тихонько разбиралась с преподавателем, а не на глазах у ребенка. Более того, все родители знали, что ребёнок не ангел. И не утверждали обратное. Да, мог быть не прав учитель, но его пытались понять и разобраться, а не доказывали, что сын или дочка безупречны.
Постепенно, уже в постсоветское время, был найден баланс, когда начали слушать детей, пытаться понять учителей и решить проблемы оптимальным для всех способом. Это очень сложно для каждого родителя. А потому стало проще просто с пеной у рта защищать свое чадо. Теперь дети часто в курсе, что учитель такой-сякой-разэтакий, а потому позволяют себе намного больше.

В школе часто иностранному языку уделялось минимум внимания. До некоторых пор дети до 5 класса вообще не учили никаких языков, кроме русского и белорусского. Английский, немецкий, испанский и другие появлялись уже только в средней школе. При этом базу составляло умение читать, перевести текст, ответить на самые простые вопросы и рассказать наизусть тему. Большего для хороших отметок не требовалось. Изучению разговорной речи почти не уделялось внимания.
Кстати, в школах преподавали разные языки. Сейчас уже реже встретишь что-то кроме английского. А раньше многие выбирали школу с английским, с французским, с итальянским языком, то есть смотрели, что лучше для их ребенка. Но спрос постепенно становился выше на английский язык, и сегодня выбор не столь богат у современных школьников.
Зато были другие предметы, например, история КПСС, где дети получали базовое образование строительства коммунизма. Из программы пропало достаточно много предметов или они были сокращены, внедрены частично в другие курсы. Некоторые из них было бы неплохо изучать и сегодня. О школьных предметах СССР мы уже писали подробно.

Сегодня дети с трудом представляют себе, что может быть необходимым учиться по субботам. Их другой раз сложно загнать на мероприятия шестого школьного дня, когда для учащихся организуют экскурсии, походы в кино и развлекательные мероприятия. А вот в СССР никто и подумать не мог, что в школу можно не идти в субботу.
Советские дети учились шесть дней в неделю. Обычно субботний день был менее загружен, но все равно были и уроки, и домашние задания, и подъем в 7 утра. На самом деле большинство это не напрягало. Школа была центром притяжения. Тут были друзья, общение, интересные общественные дела, мероприятия, кружки. Часто в школах были свои театральные труппы, музыкальные группы, редакции стенгазет, клубы, постоянно проводились конкурсы. Дети проводили часто тут не только школьное, но и свободное время.
Но долгое время в школе учились всего 10 лет. В профессионально-специальные и профессионально-технические учебные заведения дети поступали после 8 класса, а в ВУЗы после 10. Перевод на одиннадцатилетнее обучение произошел уже в 80-х. Тогда же появились в первых классах шестилетки, до этого большинство детей шли в школу с семи лет. До этого еще 50-60-е года также была 11-летняя система обучения, с которой потом перешли на 10-летку.

Школьников в СССР заставляли работать. Иногда бесплатно, иногда за копейки. Особенно часто это практиковалось в сельской местности. Но и в любом классе дежурные не только мыли доску и поднимали стулья. Они выполняли всю необходимую работу по поддержанию класса в порядке. Перед каникулами всегда делали генеральную уборку, когда не просто мыли столы, но и оттирали весь кабинет. Дети работали на территории школы — пололи, высаживали растения.
Каникулы часто становились временем, когда школьников отправляли на уборку урожая, сбор хлопка, прополку. Иногда детей возили на работы после уроков. При этом молодежь это время воспринимало как приключение, ведь их кормили, устраивали по вечерам костры и дискотеки. Тех, кто отлынивал от работы жестко порицали.
Сегодня с детским трудом все очень строго. С одной стороны дежурства формально существуют, дети выполняют минимальные задания, но вот все более серьезное, только через оформление и с заработной платой. Причем не раньше 14 лет.

Раньше всех оценивали по пятибалльной системе. Первые эксперименты с отметками начались в 90-е годы. Например, в начале 90-х в минской гимназии №5, которая тогда называлась лицеем, была введена 20-ти балльная система. Но большинство школ до 2000-х работало по пятибалльной. У детей в дневниках, а еще ранее в журналах, часто стояли 4+ или 3-, что являлось тем самым переходным баллом. Эти + и – ставили только в дневники в 90-е, но до этого они были и в журналах. Потребность больше отметить того или иного ученика и вызвала необходимость в расширении оценочной системы. И все же многие взрослые отмечают, что по пятибалльной было учиться легче.
Кстати, отметки в СССР выставлялись уже с 1 класса. Никаких «солнышек» и «тучек» — все как у всех от 1 до 5. Кстати, получать «пятерки» в первом классе было просто, лишь некоторые дети не могли справиться с этой задачей. И с ними приходилось сидеть родителям, а тетради умывать слезами. Но на самом деле в этом отношении мало что поменялось. Те, кто не справляются есть и сейчас. И в третьем классе. Проблема тут скорее не в самой оценочной системе, а в культе отметок, который был в СССР, есть и сейчас. Учеба ради отметок, а не ради знаний, наверное, не самый лучший подход.

Ох, как изгалялись старшеклассницы, чтобы выглядеть красиво и отлично от остальных! У всех детей в советской школе была единая форма. Различия были минимальными. Например, в коричневом платье мог быть разный размер складок, они могли отсутствовать, воротничок мог быть разной формы, отличались и по своей ткани и модели белые и черные передники. Но в целом все школьники выглядели почти одинаково. Приходилось придумывать что-то, например, плести кружева на манжеты и воротник, шить гипюровые передники, укорачивать платья.
Но за всем тщательно следили. Косметика была не просто под запретом. Девочку могли насильно умыть. Что уж говорить про крашеные волосы, когда даже распущенные нельзя было носить. Длинные волосы мальчиков заставляли остригать, так что в определенный период молодежь яростно отстаивала право носить разные прически. Крашеные ногти — под запретом. Даже украшения заставляли снимать. Сегодня все намного проще и свободнее. Конечно, могут высказать старшекласснице за накрашенные ресницы, но умывать не будут. Не выставят с урока и за длинные наращённые ногти, а за длину юбки разве что отчитают. Подростки могут отращивать волосы, перекрашивать их и носить распущенными. Так что свобода самовыражения в определенной степени присутствует.
Современная школа разительно отличается от той, что была в СССР. Она, конечно, в чем-то основана на той системе, многое сохранилось, многое было утрачено, но сейчас возвращается. И все же сегодня у нас уже другие дети, иные технологии, совсем другое требование времени, а значит, советская школа остается только в воспоминаниях – иногда самых ужасных, иногда очень приятных.