100 RUB НБРБ 3.7627
+0.0212

USD НБРБ 2.8957
-0.013

EUR НБРБ 3.3814
-0.0061

10 CNY НБРБ 4.093
-0.0208

100 RUB НБРБ 3.7627
+0.0212

USD НБРБ 2.8957
-0.013

EUR НБРБ 3.3814
-0.0061

10 CNY НБРБ 4.093
-0.0208

Лучший курс на сегодня

USD
2.3
EUR
3.3
RUB
100
3.2

Фаберже: история в бриллиантовом сиянии и тени революций

67

История Фаберже – это летопись ювелирного дома, сказка о гении, вкусе и трагедии, развернувшаяся на фоне имперской роскоши и революционных бурь. Это история о том, как из скромной мастерской вырос всемирно известный бренд, ставший символом изысканности и безупречного мастерства, а затем, словно осколок разбитого зеркала, рассыпался под натиском истории, оставив после себя лишь легенды и драгоценные артефакты.

Фаберже музей яйца Фото из открытых источников

Зарождение легендарного бренда

Все началось в 1842 году, когда Густав Фаберже, потомственный ювелир, принялся за дело в Санкт-Петербурге. Тогда это была всего лишь небольшая мастерская, занимавшаяся ремонтом и реставрацией украшений. Но Густав обладал редким даром – умением видеть красоту в простом, а его талант к тонкой работе привлекал все больше и больше клиентов. Настоящая слава пришла к его сыну, Карлу Фаберже. Он появился на свет в 1846 году, и рос в окружении ювелирного великолепия мастерской отца. Карл и получил в наследство производство Густава, а потом превратил небольшой семейный бизнес в одну из самых известных в мире ювелирных компаний. Сын возглавил компанию отца в 1872 году. И сразу привнес в деятельность мастерской свое уникальное видение. Карл не только унаследовал страсть к ювелирному искусству, но и обладал невероятным предпринимательским чутьем. Эти два качества и позволили превратить фамильное дело в империю роскоши.

Карл Фаберже
Фото из открытых источников

Обрусевший француз, Карл получил два образования: учился на ювелира в Германии, а знания в области экономики получил во Франции. После он отправился в путешествие по миру. Но не просто глазел на достопримечательности, а продолжал погружаться в мастерство ювелира: венецианское искусство работы с металлом, обработка камней в Саксонии, французское творчество работы с эмалью. Вернувшись на родину, Фаберже на волонтерских началах пристроился в Императорский Эрмитаж, чтобы подробнее изучить творчество прежних мастеров.

Слава и успех не заставили себя ждать

В 26 лет Карл приступает к развитию семейной ювелирной мастерской. В этом деле в то время создавались работы в стилях ренессанса, ампира, рококо. Но Фаберже сделал ставку на модерн. Он посещал выставки, где отмечал новые веяния и находил одаренных ювелиров. В результате, семейное дело разрослось на большое количество мастерских, в которые было нанято около полутысячи рабочих. И руководить каждым подразделением Карл поставил одного из тех самых ярких ювелиров, которых он отыскал.

Карл Фаберже был художником, скульптором, инженером и психологом в одном лице. Он умел чувствовать дух времени, понимать желания своих клиентов и воплощать их в драгоценных шедеврах. Он привлек к работе лучших мастеров, скульпторов, эмальеров и камнерезов, создав уникальную команду, способную воплотить в жизнь самые смелые и амбициозные проекты.

Фаберже ювелирные изделия
Фото из открытых источников

Первый оглушительный успех случился в 1882 году. В Москве проходила Всероссийская художественно-промышленная выставка, где Фаберже представил свои работы вниманию публики. Они заинтересовали императора Александра III и его супругу Марию Федоровну. Так началось их сотрудничество. И вот уже через три года Карл Фаберже получает звание «ювелир Его Императорского Величества». И в это же время создает самое первое пасхальное яйцо, которое и прославит ювелира на весь мир. Оно было выполнено по заказу императора Александра III.  Яйцо казалось простым — покрытое белой эмалью. Но содержание превзошло все ожидания: золотая курочка, а в ней – миниатюрная копия реальной короны императора и рубиновый кулон. Александр III был в восторге, и с тех пор Фаберже каждый год получал заказ на изготовление пасхального яйца для императорской семьи.

Фаберже яйцо
Фото из открытых источников

Успех ждал ювелира и в других местах, например, в Нюрнберге он представил скифские сокровища, за которые получил золотую медаль Выставки изящных искусств, а также право клеймить свои работы двуглавым орлом. За очередное ювелирное творчество во Франции Карл был удостоен ордена Почетного легиона.

Уникальные пасхальные подарки

С каждым годом пасхальные яйца становились все более сложными, изысканными и роскошными. Карл Фаберже превратил их в настоящие произведения искусства, каждое из которых было уникальным и неповторимым. В них использовались драгоценные камни, золото, серебро, эмаль, горный хрусталь, слоновая кость и другие экзотические материалы. Каждое яйцо рассказывало свою историю, отражало важные события в жизни императорской семьи или символизировало достижения России.

Фаберже Коронационное яйцо
Фото из открытых источников

В 1897 году Фаберже создает знаменитое «Коронационное яйцо» собственно на коронацию Николая II. Оно является одним из самых известных в мире и роскошных. Оно выполнено из горного хрусталя, украшено золотом, бриллиантами и эмалью, а внутри находится крошечная копия кареты императора и императрицы, на которой они ехали на коронацию. «Транссибирская магистраль», созданное в 1900 году, символизировало строительство великой железной дороги, соединившей европейскую Россию с Дальним Востоком. Внутри яйца находилась миниатюрная модель поезда, выполненная из золота и платины.

Фаберже Зимнее яйцо
Фото из открытых источников

Одним из самых дорогих является «Зимнее» яйцо», созданное по заказу Николая II. Он подарил его матери в 1913 году в пасхальное воскресенье. Автором шедевра, а также создателем особого способа «изморозь на хрустале» была Альма Пиль, которая была в доме Фаберже единственной женщиной-ювелиром.

Фаберже совершил революцию в ювелирном деле. Он сделал ставку не столько на материал, который вполне мог быть и не самым дорогим, а на художественную ценность изделий. Его работы становились произведениями искусства. «Если вся ценность дорогих вещей заключается всего лишь во множестве бриллиантов или жемчуга, то они меня мало интересуют», – можно было услышать от Фаберже. В работе мастер применял даже столь простые материалы, как сталь и олово. Карл ввел моду на карельскую березу, как материал для брошей. Он инкрустировал их бриллиантами, что было невероятно необычным сочетанием. Мария Федоровна отзывалась о мастере как о «несравненном гении нашего времени». Такие упоминания есть в письмах, адресованных английской королеве.

Не только яйца

Фаберже каменные деревья
Фото из открытых источников

Помимо пасхальных яиц, Фаберже создавал и другие предметы роскоши: ювелирные украшения, портсигары, табакерки, часы, столовое серебро, предметы интерьера и даже целые скульптурные композиции. Его изделия пользовались огромной популярностью не только в России, но и за рубежом. Магазины Фаберже открылись в Москве, Лондоне, Париже, Риме и других крупных городах. Клиентами Фаберже были коронованные особы, аристократы, богатые промышленники и деятели искусства. Карла Фаберже величали по-разному: кто-то видел в нем «Левшу Петербурга», поражаясь его филигранной работе, кто-то – «певца изящных грез», очарованный красотой его творений. Сам же мастер, отличаясь скромностью, предпочитал называть себя просто «поставщиком Высочайшего двора». Причем, двора не только российского: его талант был признан монархами Швеции, Норвегии, Дании, Испании и Англии. Он создавал произведения искусства для самых влиятельных людей того времени: декоративную вазу для канцлера Бисмарка, нефритовый венок для усыпальницы шведского короля Оскара II, нефритового Будду для храма в Сиаме.

Фаберже натюрморт джентельменский набор
Фото из открытых источников

Доступность была одной из ключевых идей дома Фаберже. В своих работах он использовал не только драгоценные камни, но и более доступные самоцветы с Урала, Алтая и Забайкалья. Небольшие подвески в форме пасхальных яиц были доступны по цене и стоили немногим дороже хорошего чая. Различные мастерские выпускали рамки для фотографий, флаконы для духов, броши и ордена, рассчитанные на любой достаток – от императрицы до обычной служанки. Придворному ювелиру было не чуждо чувство юмора. Так, в 1905 году появился уникальный натюрморт, представлявший собой шутливый «джентльменский набор»: кирпич, яичница, граненый стакан с водкой и закуска. Кирпич был выполнен из яшмы, желток – из янтаря, газета, рыба и мухи – из серебра, а стакан и его содержимое – из кварца. Таким образом, обыденный сюжет превратился в настоящее произведение искусства.

Печальный конец ювелирной сказки

Фаберже история в бриллиантовом сиянии и тени революций (9)
Фото из открытых источников

Но сказка не могла длиться вечно. Первая мировая война и последовавшая за ней революция 1917 года перевернули мир с ног на голову. Имперская Россия рухнула, и вместе с ней рухнула и империя Фаберже. С приходом новой власти Карл Фаберже оказался в опале, заклейменный как враг народа. Ему пришлось почти год скрываться от преследования большевиков. В 1918 году его компания была экспроприирована, а бесценные сокровища частично расхищены, частично – пущены с молотка за гроши через государственные комиссионные магазины. Лишь в сентябре того же года, рискуя жизнью, он смог бежать из Петрограда вместе со своей матерью, выдавая себя за курьера иностранной миссии и направившись в Финляндию. В течение последующих двух лет, подобно перекати-полю, опальный ювелир скитался по различным странам и городам, пока, наконец, не обрел пристанище в Швейцарии, где и провел последние годы жизни в кругу семьи. «Жизнь потеряла всякий смысл,» – так отозвался Фаберже о случившемся перевороте. Пережитые потрясения оказались для него невыносимым бременем. Он погрузился в глубокую депрессию, которая подорвала его здоровье. Осенью 1920 года сердце великого мастера остановилось, и он был похоронен в Каннах. 24 сентября было 195 лет со дня его смерти.

После революции большая часть ценностей Фаберже была конфискована и распродана на аукционах. Многие изделия были утеряны или уничтожены. Лишь небольшая часть коллекции была вывезена за границу членами семьи Фаберже и другими лицами.

Попытка возрождения и сохранение истории

Фаберже кулоны
Фото из открытых источников

В течение многих лет имя Фаберже было предано забвению в Советской России. Однако в 1951 году внуки Карла Фаберже, Юджин и Александр, основали компанию Fabergé & Cie в Париже, пытаясь возродить семейное дело. Сейчас там трудится правнучка Карла Фаберже. Обладать изысканным творением от Фаберже сегодня не требует невероятных жертв или императорского титула. Порой, стоимость его ювелирных изделий может оказаться даже более демократичной, чем у исторически конкурирующего бренда, существующего уже более столетия – Cartier. Новая компания занималась производством парфюмерии, косметики и ювелирных изделий, но не смогла достичь былой славы.

В 2007 году права на бренд Fabergé были приобретены компанией Pallinghurst Resources. С тех пор Fabergé вновь начал выпускать ювелирные изделия и предметы искусства, вдохновленные наследием Карла Фаберже. В России в 2013 году был открыт музей Фаберже, в нем посетители могут увидеть девять пасхальных яиц, созданных для императорской семьи. Их получилось приобрести у разных коллекционеров по всему миру. Компания стремится воссоздать атмосферу роскоши и изысканности, которая была присуща ювелирному дому Фаберже в эпоху Российской империи.

Фаберже музей
Фото из открытых источников

Точное число пасхальных яиц, вышедших из-под руки прославленных мастеров Фаберже, до сих пор окутано тайной. Установить подлинность многих из них – задача не из легких, ведь архивные документы той эпохи почти не сохранились, а клеймо ставилось лишь на императорских заказах. Где-то в мире, возможно, до сих пор скрываются четыре, а то и восемь, бесследно исчезнувших шедевров, ждущих своего часа.

Сегодня изделия Фаберже являются предметом вожделения коллекционеров и ценителей искусства по всему миру.

Наш канал в Telegram и Дзен Присоединяйтесь к нам! Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот.

Последние новости

Для обеспечения удобства пользователей сайта используются cookies.
Принять
Отказаться