Когда возникает ситуация, в которой необходимо указать другому ребенку на неправильное поведение, а также обсудить это с его родителями, многие испытывают дискомфорт и не знают, как подойти к разговору. В этой статье разберемся, как делать замечания корректно и эффективно. А поможет нам в этом детский психолог частной практики Марина Лапковская.
Фото носит иллюстративный характер
— Когда родители сталкиваются с конфликтами детей на площадке или в школе, часто возникает масса вопросов: с кем говорить, как себя вести, где границы вмешательства.
Первое, что нужно понять: начинать стоит со своего ребёнка. Если вашего ребёнка толкнули или отобрали игрушку, прежде чем бежать к другому взрослому, поговорите с вашим ребёнком и, при возможности, — с обидчиком. Простая фраза вроде: «Мне было неприятно, когда ты взял мою машинку. Давай играть по-другому» — учит детей выражать свои чувства словами, а не кулаками или слезами. Мы, взрослые, часто забываем, что дети способны понимать простые объяснения и учиться на своих ошибках.
А что же делать, если ситуация повторяется или становится агрессивной? Здесь уже уместно подключать родителей другого ребёнка. И важно помнить: иногда взрослые реагируют резко, защищая свое чадо. Фразы вроде «Следите за своим ребёнком!» — не редкость. В таких случаях нужно сохранять спокойствие и переводить разговор в конструктивное русло. Например: «Мы просто хотим, чтобы дети учились договариваться и уважать границы друг друга. Можете нам помочь?» Конфликт здесь не нужен, нужна совместная цель — чтобы дети учились взаимодействовать.
Подход к ребёнку и взрослому отличается. С ребёнком мы говорим через эмоции и конкретные действия: «Мне больно, когда ты отнимаешь игрушку. Давай попробуем договориться». С родителем — с уважением и конструктивно: «Наши дети любят играть вместе, но иногда возникают ситуации, когда границы нарушаются. Давайте поможем им решать конфликты мирно».
Иногда родители думают: «Пусть ребёнок сам учится решать конфликты». И это частично верно — дети должны учиться договариваться, сталкиваться с реальностью и социализироваться. Но полностью оставлять их один на один с конфликтом не стоит. Если ребёнок младше или слабее, он может почувствовать себя бессильным. Поддержка нужна, но с балансом: дать шанс попробовать договориться самому, и быть рядом, если потребуется помощь.
Еще один важный вопрос: что важнее прививать ребёнку — умение следовать правилам или слушать себя? Социальные нормы помогают детям комфортно взаимодействовать, но они не должны превращаться в подавление личности. Например, один ребёнок играет с машинкой, а другой просит взять. Если владелец машинки не хочет делиться — это его право. Мы учим детей делиться, но не ценой нарушения границ. Это важно для формирования здоровой самоценности и уверенности.
Таким образом, правильная реакция на детские конфликты — это сочетание поддержки, обучения навыкам коммуникации и уважения личных границ. Это поможет ребёнку чувствовать себя увереннее, а родителям — сохранять спокойствие и конструктивность в общении с другими взрослыми.
✅В общении с детьми:
✅В общении с родителями: