Кажется, еще совсем недавно поход в кондитерский отдел вызывал легкое удивление — ценники на любимые шоколадки и конфеты упорно ползли вверх, заставляя сладкоежек либо умерить свои аппетиты, либо раскошелиться. Последние два года для мирового рынка кондитерских изделий были, без преувеличения, шоковыми. Причиной тому стал неурожай какао-бобов, взвинтивший цены на основное сырье до небес. Но, похоже, буря утихает. Представители белорусской пищевой промышленности делятся сдержанным оптимизмом и уверяют: период ценовой лихорадки остался в прошлом.
Фото из открытых источников
Чтобы понять, чего ждать завтра, нужно разобраться, что происходило вчера. Главный виновник подорожания — какао-бобы. Именно их стоимость, как отмечают специалисты отрасли, составляет львиную долю в себестоимости плитки шоколада или шоколадных конфет — до 83%. Когда в странах-производителях случается неурожай, в действие вступает простой и неумолимый закон экономики: предложение падает, а спрос остается высоким, что неизбежно толкает цены вверх. Причем этот рост был не на проценты, а кратным, в разы.
С этой проблемой столкнулись абсолютно все производители в мире, от маленьких частных кондитерских до гигантских корпораций. Белорусские фабрики не стали исключением. Какое-то время потребитель был не готов к резкому скачку цен, и на полках магазинов развернулась жесткая конкуренция. В более выигрышном положении оказались те предприятия, у которых был определенный запас прочности, позволивший им поднимать цены более плавно, не шокируя покупателей. Некоторые торговые сети, по словам представителей отрасли, пользовались ситуацией, пытаясь стравливать производителей и добиваться для себя более выгодных условий. Но бесконечно сдерживать цены было невозможно.
Главная новость, которую сегодня озвучивают эксперты, — двухлетний марафон роста цен на сырье, а вслед за ним и на готовую продукцию, завершился. Ситуация на мировом рынке начала выравниваться, баланс спроса и предложения восстанавливается. Это дает все основания полагать, что как минимум в ближайшем сезоне никаких серьезных потрясений не предвидится. Специалисты уверены, что в ближайшие полгода-год можно ожидать ценовой стабильности. Те времена, когда каждый новый закуп сырья приносил неприятные сюрпризы, должны остаться в прошлом.
Анализ цен в белорусских магазинах в течение 2025 года в целом подтверждает эти прогнозы. Если в начале года кошельки сладкоежек все еще ощущали отголоски прошлогодних ценовых штормов, и некоторые позиции продолжали понемногу дорожать, то уже к осени ситуация стабилизировалась. Резких скачков цен на популярные марки шоколада и конфет не наблюдалось, а некоторые производители даже смогли предложить покупателям акции и скидки, что говорит о появлении определенной уверенности в завтрашнем дне.

В условиях, когда на мировом рынке царит жесткая конкуренция, белорусские предприятия выстраивают гибкую и продуманную ценовую политику, особенно в части экспорта. Главная задача — торговать с прибылью, но при этом оставаться конкурентоспособными. Цена на один и тот же товар может существенно отличаться в зависимости от страны, куда он поставляется. Учитывается все: уровень жизни и благосостояние населения, затраты на логистику, местные налоги. Например, в более богатых западных странах белорусские сладости можно продавать дороже.
При этом производители отмечают, что на внутреннем рынке они стараются вести себя максимально сдержанно, чтобы не провоцировать рост цен для своих сограждан. Иногда рентабельность продаж на экспорт оказывается даже выше, чем в Беларуси. Это сознательный шаг: на внутреннем рынке предприятия больше вкладываются в маркетинг и продвижение, чтобы поддерживать лояльность покупателей, в то время как на внешних рынках основная цель — получение прибыли.
Интересно, что чем дальше от Беларуси находится рынок сбыта, тем сильнее разнятся вкусовые предпочтения. Например, если в нашей стране любят зефир со вкусом клюквы и черники, то в соседней России большим спросом пользуется черная смородина. А на рынках дальнего зарубежья очень популярны кислые вкусы мармелада и конфет, и эта мода потихоньку приходит и к нам. Огромные различия наблюдаются при работе с азиатскими странами. К примеру, китайские потребители предпочитают горький шоколад с высоким содержанием какао, а не молочный. Для них важен даже цвет упаковки — зеленый считается не самым удачным. И формат продукта тоже другой: вместо привычных нам больших плиток они выбирают маленькие, на один укус. Хотя и там вкусы меняются — в Китае, где традиционно любят соленые сладости, уже растет спрос на что-то слаще горького шоколада. Умение быстро подстраиваться под эти тренды — ключ к успеху на любом внешнем рынке.