С первого сентября 2025 года в белорусских школах вступил в силу официальный запрет на использование смартфонов. Телефоны учеников теперь будут храниться в специальных ячейках под видеонаблюдением. Минобразования заявляет о заботе о психологическом здоровье детей, но у мировых экспертов на этот счет нет единого мнения. В то время как одни страны вслед за Беларусью вводят жесткие ограничения, другие успешно вплетают гаджеты в образовательную ткань. «Запрещать или интегрировать?» — главный вопрос современной школы, на который ищут ответ по всему миру.
Фото носит иллюстративный характер
С 1 сентября для белорусских школьников звонок на урок означает необходимость сдать свой смартфон в специально оборудованное место хранения. Как следует из памятки для родителей, запрет не абсолютен. Право носить телефон сохраняется за детьми с медицинскими показаниями, например, для контроля уровня сахара при диахарном диабете.
Под запрет также не попадают планшеты и электронные книги, но с ключевой оговоркой: они должны использоваться строго в учебных целях без доступа к интернету. Власти объясняют нововведение заботой о здоровье подрастающего поколения, ссылаясь на исследования, которые подтверждают: отказ от телефона на несколько часов положительно сказывается на физическом и психологическом состоянии ребенка.
«Современные дети чрезмерно погружены в виртуальную реальность», — комментирует председатель комитета по образованию Мингорисполкома Марина Ильина. Таким образом, Беларусь выбрала путь жесткого регулирования.
Беларусь далеко не первая страна, озабоченная влиянием гаджетов на учебный процесс. Однако подходы кардинально различаются.
Главные аргументы этого лагеря: борьба с кибербуллингом, повышение концентрации учеников на уроке и стимулирование живого общения.

Финляндия, чья образовательная система считается одной из лучших в мире, не вводит тотальных запретов. Учитель сам решает, когда телефон нужен для проекта (например, для съемки видео или работы с приложением), а когда он мешает и должен лежать в рюкзаке. Акцент делается на воспитании самоконтроля у учеников.
Психологи и педагоги отмечают, что у любого подхода есть свои минусы.
Белорусский запрет — это реакция на реальную проблему цифровой зависимости и рассеянного внимания. Однако мировой опыт показывает, что просто запереть телефоны в ящик — значит лишить школу мощного образовательного инструмента и сделать вид, что цифрового мира не существует.
В конечном счете, спор между запретом и интеграцией напоминает старую истину: любое орудие может быть как вредным, так и полезным — все зависит от того, в чьих оно руках. Возможно, идеал лежит где-то посередине: в создании четких и разумных правил, которые научат детей управлять гаджетами, а не быть их заложниками.