100 RUB НБРБ 3.7627
+0.0212

USD НБРБ 2.8957
-0.013

EUR НБРБ 3.3814
-0.0061

10 CNY НБРБ 4.093
-0.0208

100 RUB НБРБ 3.7627
+0.0212

USD НБРБ 2.8957
-0.013

EUR НБРБ 3.3814
-0.0061

10 CNY НБРБ 4.093
-0.0208

Лучший курс на сегодня

USD
2.3
EUR
3.3
RUB
100
3.2

Смартфон под замок: Беларусь запретила гаджеты в школах. А как в других странах?

193

С первого сентября 2025 года в белорусских школах вступил в силу официальный запрет на использование смартфонов. Телефоны учеников теперь будут храниться в специальных ячейках под видеонаблюдением. Минобразования заявляет о заботе о психологическом здоровье детей, но у мировых экспертов на этот счет нет единого мнения. В то время как одни страны вслед за Беларусью вводят жесткие ограничения, другие успешно вплетают гаджеты в образовательную ткань. «Запрещать или интегрировать?» — главный вопрос современной школы, на который ищут ответ по всему миру.

школьники со смартфонами Фото носит иллюстративный характер

Белорусский путь: тотальный запрет с исключениями

С 1 сентября для белорусских школьников звонок на урок означает необходимость сдать свой смартфон в специально оборудованное место хранения. Как следует из памятки для родителей, запрет не абсолютен. Право носить телефон сохраняется за детьми с медицинскими показаниями, например, для контроля уровня сахара при диахарном диабете.

Под запрет также не попадают планшеты и электронные книги, но с ключевой оговоркой: они должны использоваться строго в учебных целях без доступа к интернету. Власти объясняют нововведение заботой о здоровье подрастающего поколения, ссылаясь на исследования, которые подтверждают: отказ от телефона на несколько часов положительно сказывается на физическом и психологическом состоянии ребенка.

«Современные дети чрезмерно погружены в виртуальную реальность», — комментирует председатель комитета по образованию Мингорисполкома Марина Ильина. Таким образом, Беларусь выбрала путь жесткого регулирования.

Мировой опыт: от полного бана до цифровой интеграции

Беларусь далеко не первая страна, озабоченная влиянием гаджетов на учебный процесс. Однако подходы кардинально различаются.

Страны «жесткого запрета»:

  • Франция: В 2018 году приняла закон, полностью запрещающий использование мобильных телефонов в школах для учеников до 15 лет.
  • Нидерланды: С января 2024 года введен общенациональный запрет на телефоны, планшеты и умные часы в классах. Исключения возможны только для учебных целей и по решению педагога.

Главные аргументы этого лагеря: борьба с кибербуллингом, повышение концентрации учеников на уроке и стимулирование живого общения.

Страны «гибкого подхода» и интеграции:

планшеты на уроках в школе
Фото носит иллюстративный характер

  • Дания и Швеция: Здесь вопрос использования телефонов отдан на усмотрение самих школ и учителей. Нет единого государственного запрета, но многие учебные заведения вводят свои внутренние правила.
  • Эстония: Одна из самых продвинутых стран в сфере цифрового образования. Гаджеты являются неотъемлемой частью урока: с их помощью голосуют, ищут информацию, работают с интерактивными тестами и образовательными платформами. Ключевой принцип — не запрет, а обучение цифровой гигиене и ответственному использованию технологий.

Золотая середина? Опыт Финляндии:

Финляндия, чья образовательная система считается одной из лучших в мире, не вводит тотальных запретов. Учитель сам решает, когда телефон нужен для проекта (например, для съемки видео или работы с приложением), а когда он мешает и должен лежать в рюкзаке. Акцент делается на воспитании самоконтроля у учеников.

Эксперты: «Запрет — это простое решение для сложной проблемы»

Психологи и педагоги отмечают, что у любого подхода есть свои минусы.

Аргументы «ПРОТИВ» тотального запрета:

  • Потеря инструмента для обучения: Смартфон — это мощное устройство для быстрого поиска информации, доступа к электронным библиотекам, использования образовательных приложений и языковых программ.
  • Вопрос безопасности: Для многих родителей телефон — это единственный канал оперативной связи с ребенком по пути в школу и обратно.
  • Игнорирование реальности: Запрет не учит детей дисциплинированно пользоваться гаджетами. Выходя за порог школы, они снова погружаются в цифровой мир, не имея навыков саморегуляции.

Аргументы «ЗА» разумную интеграцию:

  • Подготовка к будущему: Современный мир требует цифровой грамотности. Школа может и должна учить детей не просто отключаться, а использовать технологии эффективно и осознанно.
  • Мотивация: Интерактивные квизы, образовательные игры и викторины через смартфоны могут повысить вовлеченность в предмет.
  • Индивидуальный подход: Цифровые технологии позволяют адаптировать материалы под нужды каждого ученика.

Вывод: Вопрос не в гаджетах, а в их использовании

Белорусский запрет — это реакция на реальную проблему цифровой зависимости и рассеянного внимания. Однако мировой опыт показывает, что просто запереть телефоны в ящик — значит лишить школу мощного образовательного инструмента и сделать вид, что цифрового мира не существует.

В конечном счете, спор между запретом и интеграцией напоминает старую истину: любое орудие может быть как вредным, так и полезным — все зависит от того, в чьих оно руках. Возможно, идеал лежит где-то посередине: в создании четких и разумных правил, которые научат детей управлять гаджетами, а не быть их заложниками.

Наш канал в Telegram и Дзен Присоединяйтесь к нам! Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот.

Последние новости

Для обеспечения удобства пользователей сайта используются cookies.
Принять
Отказаться