Поездка на станцию диагностики для прохождения техосмотра — событие, которое многие автовладельцы воспринимают с легким волнением. Даже будучи уверенным в своем автомобиле, где-то в глубине души таится мысль: «А вдруг что-то найдут?». И, как показывает свежая статистика за август 2025 года в Беларуси, эти опасения далеко не беспочвенны. Около 14% всех автомобилей, приехавших на проверку, получили отказ в допуске к дорожному движению. Но что именно становится камнем преткновения? Давайте разберемся, какие неисправности чаще всего выявляют специалисты и на что стоит обратить особое внимание, чтобы сэкономить время, деньги и нервы.
Фото носит иллюстративный характер
Если бы у неисправностей был свой пьедестал почета, то верхнюю его ступень с огромным отрывом заняли бы тормозные системы. На их долю приходится внушительные 42,2% всех выявленных проблем. Это почти половина всех машин, не прошедших техосмотр. Специалисты диагностических станций неустанно повторяют, что тормоза — это краеугольный камень активной безопасности любого транспортного средства, и здесь не может быть никаких компромиссов.
Чаще всего речь идет о неравномерном срабатывании тормозных механизмов на одной оси, когда одно колесо тормозит значительно слабее другого. Это прямая дорога к заносу даже при не самом резком торможении. Другие распространенные проблемы — недостаточная эффективность работы стояночного тормоза, в народе именуемого «ручником», а также утечки тормозной жидкости и предельный износ колодок и дисков. Представители УП «Белтехосмотр» подчеркивают, что многие из этих неисправностей развиваются постепенно и водитель, привыкая, может их попросту не замечать. Однако для беспристрастного оборудования на стенде все очевидно. Итог — отказ в допуске и настоятельная рекомендация немедленно отправляться на СТО.
На втором месте с долей в 24,5% — внешние световые приборы. Кажется, что может быть проще, чем проверить, горят ли все лампочки? Но практика показывает, что именно этот аспект водители часто упускают из виду. Каждый четвертый автомобиль, не получивший заветную наклейку, имел проблемы именно со светом. Это могут быть неработающие габаритные огни, стоп-сигналы, указатели поворота или подсветка номерного знака.
Однако куда более серьезным нарушением, по словам экспертов, является неправильная регулировка света фар. Слишком задранные вверх фары ближнего света ослепляют водителей встречных автомобилей, создавая аварийно опасные ситуации в темное время суток. Также нередко встречаются случаи установки нештатных, например, ксеноновых или светодиодных ламп в фары, которые для этого не предназначены. Такой «тюнинг» не только незаконен, но и приводит к непредсказуемому рассеиванию светового пучка, что также является грубым нарушением. Простой совет от диагностов — перед поездкой на техосмотр попросите кого-нибудь посмотреть, все ли у вас светится и моргает как положено. Это займет пять минут, но может избавить от необходимости повторного визита.

Третью строчку в этом рейтинге занимают неисправности, связанные с двигателем, — на них приходится 6,9% случаев. Здесь проверка фокусируется в основном на двух аспектах: содержании вредных веществ в выхлопных газах и наличии подтеканий технических жидкостей. Повышенная дымность или превышение норм СО/СН говорят о проблемах в системе питания или зажигания, а капли масла или антифриза под машиной не только вредят экологии, но и могут свидетельствовать о серьезной поломке.
Следом идет рулевое управление с показателем 5,3%. Люфты в рулевой рейке или наконечниках, проблемы с гидроусилителем — все это напрямую влияет на управляемость автомобиля и его способность адекватно реагировать на действия водителя. Такие неисправности могут привести к полной потере контроля над машиной, поэтому отношение к ним на техосмотре самое серьезное. Чуть реже, в 3,1% случаев, выявляются проблемы с элементами ходовой части — неисправные амортизаторы, поврежденные пружины или изношенные сайлентблоки. Все это влияет не только на комфорт, но и на устойчивость автомобиля на дороге.

Остальные категории неисправностей встречаются реже, но игнорировать их нельзя. Например, на колеса и шины приходится 2,9% отказов. Причинами могут стать недостаточная глубина протектора, то есть «лысая» резина, а также трещины, вздутия или несоответствие шин модели автомобиля. Стекла и стеклоочистители (3,5%) — еще один важный пункт. Трещина на лобовом стекле в зоне работы «дворника» со стороны водителя гарантированно станет причиной отказа. То же самое касается неработающих стеклоочистителей или омывателей.
Даже такие, казалось бы, незначительные вещи, как элементы комплектации (5,0%) — отсутствие брызговиков, аптечки или знака аварийной остановки — могут стать формальным поводом для отказа. Состояние кузова (1,9%) также оценивается: сквозная коррозия несущих элементов или деформации после ДТП недопустимы. И замыкает список экзотическая неисправность — контроль зеркал заднего вида (0,04%), что говорит о том, что с этим у белорусских водителей проблем почти не возникает.
В итоге, статистика техосмотра — это четкое зеркало, отражающее общее техническое состояние автопарка страны и культуру ухода за автомобилем. Своевременное обслуживание и простая внимательность к своему транспортному средству — лучший способ пройти техосмотр с первого раза и, что гораздо важнее, быть уверенным в своей безопасности на дороге.