История святынь Витебска – это летопись веры, стойкости и трагических утрат, развернувшаяся на фоне бурных исторических событий. До революции 1917 года в городе существовало как минимум 32 православных храма, включая выдающиеся памятники архитектуры, такие как Благовещенская церковь XII века и Свято-Успенский кафедральный собор. После революции все эти святыни были закрыты или разрушены. О трех старинных церквях, из которых была восстановлена только одна, расскажет корреспондент 024.by.
Фото из открытых источников
Этот уникальный храм построен в XII веке предположительно византийскими зодчими, приглашенными в Витебск полоцкими князьями. Версия о византийском происхождении подтверждается уникальной кладкой, не имеющей аналогов на славянских землях. Тесаные блоки известняка чередуются с прослойками плинфы (большого плоского кирпича) – характерная черта балканской архитектуры того времени. Этот строительный прием свидетельствует о культурных связях Витебска с Византией, являвшейся тогда центром православной культуры и искусства.

Святыня была возведена на месте бывшего нижнего витебского замка, что подчеркивало его значимость и стратегическое расположение в центре города. Особенностью архитектуры было членение храма по длине на одинаковые отрезки, благодаря чему в среднем нефе образовывался квадратный план. Эта особенность придавала гармоничный и уравновешенный вид.

В XVI веке строительство Благовещенской церкви ошибочно приписывали князю Ольгерду. Однако позднее было доказано, что храм был возведен задолго до его правления. Скорее всего, князь Ольгерд лишь отремонтировал церковь и перестроил притвор, что и послужило причиной для возникновения легенды о его строительстве.

С древних времен Благовещенская церковь считалась главной и наиболее почитаемой в Витебске. Она была частью жизни каждого горожанина. Отправляясь в дальнюю дорогу, жители Витебска приходили сюда, чтобы получить благословение в путь. А возвращаясь домой, они благодарили Богородицу за помощь и защиту в путешествии.

Во время Великой Отечественной войны здание храма сильно пострадало. А в 1961 году, в эпоху активной борьбы с религией, он был разрушен. Руины подверглись консервации, но сам храм, как место богослужений, перестал существовать. Лишь в 1990-е годы, после возрождения религиозной жизни в стране, Благовещенская церковь была восстановлена. При этом строители оставили часть оригинальной кладки XII века, чтобы сохранить память о древней истории храма.

Церковь Рождества Христова была возведена в XIX столетии и располагалась в пригороде Заручьев, на улице Рождество-Набережной. В архитектурном плане она представляла собой крестово-купольное сооружение. Это означало, что в плане здание имело форму креста, а в центре креста возвышался купол, который был главным архитектурным акцентом. Он не только украшал здание, но и обеспечивал естественное освещение пространства. Внутренние размеры были относительно небольшими: длина составляла около 15,5 метров, а ширина – около 11 метров.

На этом же месте, еще в XVII – XVIII веках, стояла деревянная церковь, посвященная Рождеству Пресвятой Богородицы. После первого раздела Речи Посполитой в 1772 году, когда Витебск вошел в состав Российской империи, она продолжила свою деятельность, оставаясь центром духовной жизни для католической общины. Однако со временем стало ясно, что деревянное строение не может в полной мере удовлетворять растущие потребности прихода.

В связи с этим в 1810 году было принято решение о возведении более просторной и долговечной каменной постройки. Новая церковь была выполнена в строгом и элегантном стиле классицизма, который был популярен в то время. Торжественное освящение новопостроенного храма состоялось 1 октября того же года.

В 1839 году, в эпоху правления императора Николая I, произошли серьезные изменения в религиозной политике Российской империи. Власти насильственным образом отобрали храм у Святого Престола, то есть у католической церкви, и передали его в ведение Московского патриархата. Несмотря на смену конфессиональной принадлежности, церковь продолжила функционировать.

Во второй половине XIX века, уже при новых владельцах, к основному зданию храма была пристроена колокольня. В начале XX века облик церкви претерпел еще одно изменение. Купол, выполненный в форме бани, характерный для классицистической архитектуры, заменили на купол в форме луковицы, что было более типичным для православных храмов.

Во время ВОВ церковь Рождества Христова, как и многие другие здания в Витебске, серьезно пострадала от бомбардировок и артиллерийских обстрелов. После окончания войны, в 1950 году, по распоряжению советских властей было принято решение о сносе полуразрушенного здания. Церковь Рождества Христова окончательно уничтожили, а на ее месте впоследствии построили другое сооружение.
История храма уходит в XIV век, во времена правления великого князя литовского Ольгерда. Примерно в 1340 году, в период расширения влияния литовского государства на восточные земли, был заложен фундамент этой церкви. Документальные свидетельства тех далеких лет не дают однозначного ответа на вопрос о том, из какого материала возвели первоначальный храм.

Важным событием стало основание при нем женского монастыря. По преданию, инициатором и основательницей обители была вторая супруга князя Ольгерда, известная как Иулиания, или Ульяна. Эта женщина, отличавшаяся глубокой религиозностью, посвятила свою жизнь служению Богу и заботе о нуждающихся. После своей кончины, Иулиания была похоронена в стенах монастырского храма, став его небесной покровительницей. Ее каменное изображение можно увидеть на плане Витебска, датированном 1664 годом.
В 1697 году, в эпоху религиозных перемен и политической нестабильности, монастырь перешел под управление униатского ордена базилиан. Конец XVIII века ознаменовался для храма Святого Духа периодом масштабной реконструкции. Благодаря щедрости витебского мещанина Потапа Бибки, который выделил значительные средства, храм полностью перестроили в соответствии с архитектурными тенденциями эпохи – в стиле виленского барокко.

Церковь была трехнефной шестистолпной базиликой с двумя многоярусными башнями на главном фасаде. От других храмов этого стилевого направления Духовскую церковь отличало наличие большого купола над центральным нефом. В подвалах храма были устроены двухъярусные погребальные камеры.
В 1839 году, после упразднения Брестской церковной унии и воссоединения униатов с православной церковью, храм и монастырь Святого Духа возвратили в лоно православия. Это событие стало важной вехой в истории Витебской епархии и способствовало укреплению позиций православия в регионе. Однако, монастырь просуществовал недолго. В конце 1850-х – начале 1860-х годов, в рамках общегосударственной политики по сокращению числа монастырей, обитель при храме Святого Духа была упразднена.

Монахинь перевели в другие монастыри, а имущество обители передали в распоряжение епархии. В 1870 году храм Святого Духа вновь подвергся перестройке. На этот раз архитекторы стремились придать ему черты, характерные для так называемого «псевдорусского» стиля, который был популярен в то время. Этот стиль, вдохновленный древнерусским зодчеством, отличался использованием шатровых завершений, луковичных куполов и обильным декором, имитирующим элементы древнерусской архитектуры.

После революции 1917 года, в эпоху гонений на церковь, храм Святого Духа разделил трагическую участь многих других религиозных сооружений. В 1923 году он был закрыт, а его имущество конфисковано. Здание храма, лишенное своего духовного предназначения, постепенно приходило в упадок. Во время войны храм серьезно повредился от бомбежек и артобстрелов.

Окончательная точка в истории храма Святого Духа была поставлена в конце 1950-х – начале 1960-х годов, в период новой волны антирелигиозной кампании. В 1962 году было принято решение о его сносе. Храм взорвали, на его месте построили школу.