В городском транспорте Лиды начался монтаж новой системы оплаты — валидаторов. По информации заместителя директора филиала «Автобусный парк №2 г. Лида» Марьяна Ивановича Дьяка, сейчас устройства устанавливают в салонах, но к сети они пока не подключены. Запуск планируется в ближайшие месяцы, о точной дате в АП‑2 сообщат заранее.
фото: termt.ru
Главная цель нововведения — отказаться от старых компостеров и заменить их современными валидаторами, через которые будет приниматься оплата проезда. Это ускорит посадку, сделает оплату удобнее и прозрачнее.
Первые недели после запуска сохранить можно будет оба способа: оплатить поездку — как по‑новому через валидатор, так и по‑старому с помощью компостера. Такой мягкий переход даст время пассажирам привыкнуть к системе.
Даже после внедрения автоматической системы продолжит работать оплата по QR‑коду через приложения «Оплати!» и «M‑Belarusbank». Это будет дополнительный вариант для тех, кому так удобнее.
Пассажиры смогут рассчитываться персональной проездной картой. Ее можно будет приобрести за небольшую стоимость, самостоятельно пополнять и прикладывать к валидатору при входе. При проверке контролеру достаточно показать карту — на устройстве отобразится информация о последнем платеже.

Валидаторы монтируются, запуск ожидается в ближайшие месяцы. Первое время будут работать и валидаторы, и компостеры. Основной способ — персональная пополняемая транспортная карта, оплата касанием к валидатору. При контроле карту нужно предъявить. Следите за объявлениями «Автобусного парка №2»: о дате начала работы валидаторов сообщат заранее.
Анна, молодая мама: «я каждый день езжу с коляской, и чаще всего самая долгая часть поездки — это оплата, когда люди ищут мелочь или билетики. Если валидаторы действительно ускорят посадку, это огромный плюс: меньше суеты у дверей и больше шансов успеть на пересадку. Нравится, что будет переходный период — бабушкам и дедушкам так легче. Прошу учесть высоту установки: валидатор у средней двери должен быть на уровне, чтобы до него можно было дотянуться одной рукой, когда другой держишь коляску. Еще важно, чтобы устройство громко подавало сигнал об успешной оплате и показывало крупно: «Оплачено». И, пожалуйста, информационные стикеры прямо у входа с простыми шагами: приложи карту — дождись звука — проходи».
Нина Петровна, пенсионерка: «я не очень дружу с техникой, поэтому слегка переживаю. Пока есть компостеры — хорошо, я постепенно привыкну. Очень прошу: разместите в салоне крупные, контрастные памятки, а на экране валидатора — крупный шрифт и понятные значки. Пункты покупки и пополнения карты должны быть рядом с рынком, поликлиникой, почтой — там, где мы бываем чаще, а не только в центре».
Плюсы новой системы оплаты проезда смогут ощутить и водители автобусов. Теперь у многих пассажиров отпадёт необходимость покупать талоны у водителя. Это шанс убрать вопросы «есть сдача/нет сдачи» и ускорить посадку. Контролёры, в свою очередь, смогут осуществлять проверку билетов быстрее, проще и честнее. Здесь также важно заранее информировать пассажиров, что показ карты — это не «снятие денег», а просто проверка, чтобы не было лишней тревоги.
Подобные нововведения обрадовали не всех. В комментариях к новости можно увидеть и отрицательные отзывы.

Обновлённая система оплаты проезда появилась также в общественном транспорте в Гродно. На сегодняшний день валидаторы установили в 30 автобусах.
Эти терминалы позволят рассчитываться за поездку банковской картой, а также использовать электронный проездной.
В зависимости от типа подвижного состава подбирают оптимальное число устройств на салон: для двухдверных автобусов — два валидатора, для трёхдверных — четыре, для моделей с четырьмя или пятью дверями — шесть.
Ожидается, что переход на такую систему сократит нагрузку на водителей и избавит их от необходимости продавать билеты во время движения.
Дмитрий Буткевич, директор Автобусного парка Гродно: «в Минске до сих пор используются электронные компостеры, которые проставляют время на талоне. Мы от этой практики отказались: компостеры не закупали и планируем последовательно уходить от бумажных талончиков. Если вдруг потребность в талоне всё же останется — а это уже устаревший способ оплаты — в нашем валидаторе внизу есть сканер QR-кода. Тогда на каждом талоне можно будет разместить индивидуальный QR. Но считаю, что с запуском оплаты банковской картой, необходимость в талончиках отпадёт.
До конца года планируется оборудовать валидаторами городские автобусы и троллейбусы. После обновления программного обеспечения уже в следующем году новая система оплаты начнёт действовать в полном объёме.
Первые валидаторы в городском транспорте Беларуси начали внедрять в Минске в начале 2010‑х. Массовый запуск системы с транспортными картами пришёлся на 2013–2014 годы. Затем валидаторы поэтапно появились в других городах.