100 RUB НБРБ 3.7627
+0.0212

USD НБРБ 2.8957
-0.013

EUR НБРБ 3.3814
-0.0061

10 CNY НБРБ 4.093
-0.0208

100 RUB НБРБ 3.7627
+0.0212

USD НБРБ 2.8957
-0.013

EUR НБРБ 3.3814
-0.0061

10 CNY НБРБ 4.093
-0.0208

Лучший курс на сегодня

USD
2.3
EUR
3.3
RUB
100
3.2

Закрытые границы Европы: решение Польши поставило под удар торговлю с Китаем

209
В Мире

То, что начиналось как временная мера предосторожности на время военных учений, рискует превратиться в полномасштабную блокаду ключевой торговой артерии между Китаем и Европейским союзом. Польша приняла решение на неопределенный срок оставить закрытой свою границу с Беларусью, перерезав тем самым железнодорожный путь, по которому ежегодно проходят товары на сумму в 25 миллиардов евро. Это решение, продиктованное логикой политической неоднозначности, ставит в тупик бизнес и становится важной фигурой на большой геополитической шахматной доске, где сошлись интересы Варшавы, Пекина, Вашингтона и Брюсселя.

Граница Польши politico.eu

Логика безопасности против логики торговли

Изначально Варшава закрыла границу с Беларусью, чтобы более тщательно наблюдать за масштабными российско-белорусскими военными учениями «Запад». Однако учения закончились, а замки на границе остались. Польское правительство, ссылаясь на «заботу о безопасности польских граждан», заявило, что движение будет восстановлено только тогда, когда на границе станет полностью безопасно. Никаких конкретных сроков названо не было.

Это решение было принято в момент высокой дипломатической напряженности. Незадолго до этого Россия испытала на прочность польскую оборону, запустив в ее воздушное пространство рой беспилотников. Одновременно с этим усиливается давление со стороны США, которые требуют наказать Китай за помощь российскому военпрому. Представитель польского МИД предельно ясно сформулировал новую позицию страны, заявив в ходе переговоров с китайской стороной, что «логику торговли», которая выгодна всем, в нынешней ситуации заменяет «логика безопасности».

Когда бизнес в тупике

Этот шаг наносит удар по маршруту, через который проходит 90% всех железнодорожных грузоперевозок между Китаем и Евросоюзом. Этот торговый коридор стремительно набирал обороты: только за 2024 год объемы перевозок выросли более чем на 10%, а стоимость перевезенных товаров подскочила почти на 85%, достигнув отметки в 25 миллиардов евро. Для таких гигантов электронной коммерции, как Temu и Shein, эта железнодорожная артерия стала настоящей дорогой жизни.

Польские компании также рискуют понести серьезные убытки. Государственный железнодорожный перевозчик PKP Cargo признал, что с короткими задержками еще можно было бы справиться, но длительное закрытие границы приведет к перенаправлению торговых потоков на юг — через Казахстан, Каспийское и Черное моря в Южную Европу или Турцию. Ирония заключается в том, что всего за неделю до закрытия границы та же компания запустила свой первый грузовой поезд из Варшавы в Китай, который должен был символизировать роль Польши как ключевого транзитного узла.

Директор по стратегическим проектам ассоциации «Транспорт и логистика Польши» Артур Калишак считает, что полное закрытие границы является колоссальной проблемой не только для транспортников, но и для всей экономики. По его словам, около 10 000 белорусских водителей, работающих в польских транспортных компаниях, оказались в ловушке — они не могут ни вернуться на работу в Польшу, ни попасть домой. Заблокированы все грузы, включая такие срочные, как лекарства и продукты питания. Альтернативные пути через Литву или Латвию, как отмечает эксперт, означают дополнительные затраты времени и денег, и нет никакой гарантии, что эти границы тоже не закроются. Бизнес оказался в ситуации полной неопределенности. Правительство лишь сообщает, что следит за ситуацией, что с точки зрения бизнеса, по словам Калишака, означает полное отсутствие какой-либо информации.

граница
Фото из открытых источников

Большая игра на европейской доске

Реакция Китая не заставила себя ждать — в Варшаву для переговоров со своим польским коллегой Радославом Сикорским прилетел министр иностранных дел КНР Ван И. Еще до встречи Пекин выразил надежду, что Польша примет меры для обеспечения безопасной и бесперебойной работы железнодорожного сообщения, назвав его «флагманским проектом» сотрудничества с Польшей и ЕС. Однако, по словам представителя польского МИДа, прямых требований открыть границу китайская сторона не выдвигала.

Но в этой игре участвует не только Китай. Бывший глава польской внешней разведки Петр Кравчик полагает, что Соединенные Штаты более чем довольны таким развитием событий. По его мнению, Вашингтон давно подталкивает Евросоюз к введению дополнительных пошлин против Китая, и блокировка главного сухопутного маршрута для китайских товаров отлично вписывается в эту стратегию. Кравчик уверен, что американцы с улыбкой поддерживают польское правительство в его нежелании спешить с открытием границы.

Любопытно, что и сам Европейский союз хранит молчание. По словам того же Кравчика, он не видел никакой реакции ни от одного европейского государства, ни от Еврокомиссии. Возможно, предполагает он, Европа тоже не слишком расстроена сложившейся ситуацией. Если главный сухопутный шлюз заблокирован, грузы пойдут другими путями — по воздуху или по морю. Эксперт считает, что такие порты, как Роттердам или Гамбург, будут только рады принять те товары, которые больше не могут пройти через польско-белорусскую границу.

Экономист варшавского Центра восточных исследований Конрад Поплавски, в свою очередь, отмечает, что, хотя суммы, о которых идет речь, значительны, они не являются для Китая решающими. Закрытие границы более болезненно для внутренних западных провинций Китая, у которых нет прямого доступа к морским портам. Тем не менее, по его словам, речь не идет о критически важных для всей китайской экономики объемах. Главный вопрос, по мнению эксперта, заключается в том, является ли эта проблема достаточно серьезной, чтобы заставить Пекин как-то реагировать. Но пока стоимость товаров, идущих через польскую границу, все еще недостаточно велика, чтобы подтолкнуть Китай к изменению своей позиции в отношении Москвы или Минска.

Наш канал в Telegram и Дзен Присоединяйтесь к нам! Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот.

Последние новости

Для обеспечения удобства пользователей сайта используются cookies.
Принять
Отказаться