100 RUB НБРБ 3.7627
+0.0212

USD НБРБ 2.8957
-0.013

EUR НБРБ 3.3814
-0.0061

10 CNY НБРБ 4.093
-0.0208

100 RUB НБРБ 3.7627
+0.0212

USD НБРБ 2.8957
-0.013

EUR НБРБ 3.3814
-0.0061

10 CNY НБРБ 4.093
-0.0208

Лучший курс на сегодня

USD
2.3
EUR
3.3
RUB
100
3.2

Анна Осокина: «Писатель — это навсегда. Даже если ты пока еще журналист»

50

От репортёрских будней в Минске до создания миров: как автор 30 романов нашла своё призвание в смешении жанров, почему её героиня чуть не превратилась в сову и зачем современному писателю нужно быть немного садовником.

анна осокина Фото из открытых источников

Анна Осокина выглядит как одна из своих героинь — собранная, улыбчивая, с внимательным и чуть застенчивым взглядом. В её руках — материальное воплощение многолетней мечты, книга «Под знаком снежной совы». История этой книги, как и путь самой Анны, — это история о том, как черновики студентки журфака спустя полтора десятилетия находят дорогу к широкой аудитории, превращаясь в мистический детектив, покоряющий сердца читателей. В интервью Анна рассказала, почему ушла из журналистики, как музыка рождает сюжеты и что сложнее — написать роман или его продвинуть.

Блокнот и перо. От корреспондента к создателю миров

Анна Осокина — человек с двойным профессиональным бэкграундом. По образованию — литературный редактор и журналист. Несколько лет она проработала специальным корреспондентом, прежде чем решиться на резкую смену вектора.

«Художественные тексты и журналистские — это совершенно разная стилистика и тематика, — рассуждает Анна. — Но есть и общее: ты учишься работать с текстом, выделять главные смыслы, оттачиваешь форму. Этот навык бесценен для писателя».

Однако душа всегда тянулась к чему-то большему, чем репортажи. Писать художественную прозу Анна начала ещё в университете, просто тогда это было «для себя», в стол. И именно в те годы, «на первом или втором курсе», что было, по её собственным словам, «лет 15, наверное, даже не хочу считать, если честно», и родился первый черновик «Снежной совы». Тогда это было классическое фэнтези про оборотней и волков, которое студентке так и не удалось довести до конца.

Переломный момент наступил, когда она осознала, что журналистика — это «чисто профессиональная деятельность», в то время как писательство — дело души. «Я решила себя попробовать. В итоге сейчас писательство — это основная моя деятельность».

Возвращение к старым черновикам стало для неё актом творческого взросления. «Когда спустя лет 10 я села за этот текст, то поняла, что его нужно переписывать. Оставила только основную мысль. Если ты не видишь, что твои старые тексты можно улучшить, — это плохой знак. Желание что-то менять — показатель роста».

Сегодня, спустя пять лет активной карьеры писателя, её библиография насчитывает около 30 романов, изданных преимущественно в сети, но есть и работы на бумаге. Журналистский блокнот сменился на писательский, и этот путь оказался точным попаданием в цель.

«Под знаком снежной совы». Как Минск XIX века стал детективной сценой

Книга, с которой Анна пришла в студию, — это своеобразный творческий манифест. «Под знаком снежной совы» — мистический детектив, действие которого разворачивается в Минске XIX века, в период, когда город был частью Минской губернии Российской империи.

«Я не стремилась к стопроцентной исторической достоверности, хотя мной было прочитано куча статей, я смотрела исторические карты для аутентичности, — объясняет автор. — Но это всё же альтернативный Минск, альтернативная история, альтернативные тайные организации».

Главная героиня романа — девятнадцатилетняя Августа Савина. После таинственной гибели дедушки её отправляют в закрытый пансион, откуда она стремится вырваться, чтобы расследовать это загадочное дело. На её пути встают не только люди, но и мистические силы: девушка убегает от убийцы и чуть не превращается в сову. Её главная цель — вернуться домой, в Минск, место, где она чувствует себя в безопасности.

Писательница признаётся, что с героиней её объединяет именно эта любовь к столице Беларуси. «Минск здесь, скорее, фон. Но это мой родной город, и мне хотелось погрузиться в его атмосферу, представить, как было бы там, если бы я жила в XIX веке».

Августа, по словам Анны, — персонаж многогранный. «С одной стороны, она довольно мягкая, женственная, с другой — гнет свою линию и всегда делает так, как нужно именно ей». Сама Анна не считает героиню своей копией, хотя и признаёт неизбежное: «Автор будет виден в своих героях всегда. Как бы он ни старался, но ушки будут немножко торчать. Я не старалась сделать её на 100% собой».

Балансировать между детективной интригой, мистикой и романтической линией ей не составило труда. «Сейчас же популярны смешения жанров. Детективу мистический флёр не мешает, а дополняет. Это не чистый любовный роман, но романтическое фэнтези здесь тоже есть».

В мастерской писателя. Между архитектором и садовником

Творческий процесс у Анны — явление спонтанное и часто непредсказуемое. Сюжеты приходят в самые прозаичные моменты.

«Мне часто приходят сюжеты, когда я, например, мою посуду. Руки заняты чем-то механическим, голова свободна, и вот оно льётся. Иногда — когда засыпаю, или читаю книгу, или слушаю музыку. Музыка — это огромный источник вдохновения».

Её музыкальные вкусы так же разнообразны, как и литературные предпочтения. «У меня настолько разный плейлист! Это и русский рок, и фольклорные мотивы (например, «Мельница»), и скандинавские напевы, и классика в современной обработке… Когда пишу сцену, я могу одну подходящую композицию слушать на повторе 20, 30, 50 раз, пока не допишу».

Что касается планирования, то Анна уверенно относит себя к лагерю «садовников» — тех, кто выращивает историю, а не строит её по чертежу, как «архитекторы».

«Я пыталась строить планы, писала заметки, но всегда уходила от первоначальной идеи. Герои в процессе оживают, развиваются, и я понимаю, что они не могут поступить так, как я запланировала. Иногда приходит новая идея, которая идеально ложится в сюжет, но рушит весь предыдущий план».

Этот метод распространяется и на её работу в разных жанрах. Откровенная эротика осталась в начале пути («я всё сказала, что хотела»), а вот детективная линия, пусть и в виде небольшой «ниточки», есть практически в каждой её книге. «Мне кажется, читателю всегда интересно, если есть какая-то загадка, даже в любовном романе».

Основное же её направление — это фэнтези, особенно славянское. Её первая бумажная книга — «Отмеченная огнём» — это именно тёмное славянское фэнтези.

«Всё идёт из детства, из сказок, которые мне на ночь читала бабушка. В славянской мифологии — от русалок до леших — столько мифов, что это непаханое поле для работы. Не нужно ходить далеко в чужие мифологии».

Интроверт на рынке. Писатель в эпоху цифровых технологий

Анна обладает уникальным опытом, находясь одновременно в двух мирах: её книги выходят как в крупных издательствах на бумаге, так и на электронных площадках. И у каждого пути, по её словам, есть свои плюсы и минусы.

Начинающим авторам она настоятельно рекомендует стартовать с интернета. «В интернете больше вероятность, что вас заметят. Идти в бумагу без аудитории, будучи «no name», — сложно, это требует больших финансовых вложений в раскрутку».

Однако она сразу предупреждает о подводных камнях: «Сейчас на литературных площадках каждый день появляются десятки новых авторов. Это огромная конкуренция. Нужно развивать соцсети, общаться с читателями, увеличивать лояльность. Без этого будет очень трудно».

Ситуация с бумажными изданиями, по её мнению, хоть и улучшилась для русскоязычных авторов, но всё ещё непроста. «Даже если издательство берёт вашу рукопись, продвижение тиража часто ложится на плечи автора. Нужно «крутиться, вертеться, общаться».

И здесь мы подходим к главному, по словам Анны, противоречию профессии современного писателя. «Писатели в большинстве своём — интроверты. Они любят погружаться в текст, создавать миры. А когда нужно выйти на свет, показаться миру, — это тяжело. Я сама интроверт дикий, и мой внутренний интроверт каждый раз возмущается, но я смирилась — это надо».

Книги как терапия. Что читает и перечитывает создательница миров

Анна не только пишет, но и много читает. На просьбу назвать три книги, оказавшие на неё наибольшее влияние, она, немного подумав, составила свой топ:

  1. Ольга Громыко. «Верные враги» — это такая уютная книга. Её можно использовать как антидепрессант. Юмор Ольги — это то, что надо».
  2. Сергей и Марина Дяченко. «Ритуал» — книга в моём сердце. Это история о некрасивой принцессе и одиноком драконе. Тема одиночества, поиска себя меня очень привлекает».
  3. Стивен Кинг. «Люблю, как он погружает в сюжеты. Говорят, он король ужасов, но в его мирах по-настоящему уютно. Я бы с удовольствием в них вошла».

Любовь к своим же собственным произведениям она не скрывает. «Я люблю все свои книги, даже те, которые начинала писать, потому что это было популярно. Мне ни за одну не стыдно». Но есть у неё и особая, самая любимая история — «Отмеченная огнём». «Это самая первая история, которую я довела до конца, и я с ней уже лет десять. Сейчас я пишу её продолжение с новым поколением героев — получается такая семейная сага».

Эпилог: Напутствие себе из прошлого

Завершая разговор, Анна задумывается о том, что бы она сказала себе той, которая только-только ушла из журналистики и делает первые робкие шаги в писательстве.

«Я бы сказала: «Не сдаваться». Были моменты, когда хотелось всё бросить. Трудно было пробиться, были периоды спада, когда не получалось ничего: ни в текстах, ни в продвижении… Но всегда, даже если для этого прикладываешь много усилий, они рано или поздно будут вознаграждены. Будут взлёты и падения, но всё равно получится».

Эти слова, наверное, могли бы стать эпиграфом к любой из её книг, где героиня, будь то Августа Савина или кто-то другой, проходит через трудности, не сдается и в итоге находит свой путь. Потому что, в конечном счёте, каждая история, которую пишет Анна Осокина, — это ещё и часть её собственной. А она, судя по всему, только начинается.

Наш канал в Telegram и Дзен Присоединяйтесь к нам! Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот.

Последние новости

Для обеспечения удобства пользователей сайта используются cookies.
Принять
Отказаться