Если есть свободный воскресный день, то почему бы не провести его с пользой? Например, поехать куда-нибудь на электричке, пройти пешком километров 15 и посмотреть достопримечательности, затерянные в наших белорусских деревнях? У нас такой свободный день был, и желание тоже было, и как раз собралась компания туристического клуба «СтранникИ» во главе с руководителем Константином Трусовым. Так что мы присоединились к новому маршруту, чтобы с пользой и увлечением провести выходной.
Фото 024.by
Направление, которое было выбрано – деревня Дуброво. И ехать туда совсем недалеко. От железнодорожной станции идти не больше 5 км, но мы выбираем более долгий маршрут, чтобы насладиться пешей прогулкой. Поэтому с вокзала садимся в поезд в направлении Молодечно и менее чем за час добираемся до станции Романы.
В этот раз собралась большая компания – целых 28 человек. Тут и взрослые, и подростки, и дети средних классов. И это очень интересно, когда разные люди, с разными целями и задачами, которые ставят на поход, собираются вместе. Такой маршрут совсем простой, а потому доступен любому начинающему туристу.
Наш путь лежит по региональной дороге, на которой не очень оживленное движение. Через лес идти не придется, но общее расстояние до Дуброво составит 8 километров. По пути делаем остановки у указателей, чтобы зафиксировать наш маршрут в истории. Самая большая проблема – собрать всю группу для фото.





По дороге на Дуброво мы просто наслаждаемся погодой, природой, запахом осеннего леса и общением. Здесь на самом деле не встречается чего-либо особо интересного – простой переход. Остановку для завтрака делаем на опушке леса на окраине поля. Небольшой привал всем не помешает, а подкрепиться нужно, потому что обед точно будет не скоро.
Дальше наш путь вновь лежит по дороге. Устать еще никто не успел, а впереди уже показалась деревня. Мы даже сразу не поверили, что это то место, куда мы направлялись. Но мы не спешим войти в населенный пункт. Слева мелькнула какая-то стена. В таких путешествиях всегда хочется найти что-то этакое…. В общем, стену мы изучили, но ни к каким точным выводам мы не пришли. Вполне вероятно, что сооружение было сделано для водной системы, ведь в окрестностях протекают три реки, есть пруды, каналы, а ранее существовали болота, которые осушили.
Стена, явно не первой молодости, но для чего она появилась здесь, выяснить так и не удалось. Так что эта загадка путешествия так и осталась неразгаданной.
И вот мы делаем первые шаги по деревне и замечаем небольшую постройку, которую, судя по кирпичу, можно отнести к концу 19 – началу 20 века. Хозяйственное здание сегодня, наверное, кому-то принадлежит, во всяком случае, замок на дверях нам об этом сообщил довольно однозначно. Но нам было больше интересно, чем это было и кому принадлежало в прошлом. Облазив вокруг все, сделав несколько слегка сумасшедших фото, мы решили вопрос этот позже адресовать нашему экскурсоводу.





История населенного пункта начинается еще в 15 веке, точнее именно с этого времени сохранились летописные данные. Тогда местечко принадлежало Глебовичам. И здесь у них было родовое поместье. Шляхтичами был основан католический храм, а позже, спустя почти два века, и вовсе построен монастырь Ордена бернардинцев. До середины 17 века местечко, которое стало крупным духовным центром, принадлежало Глебовичам, после им владели Сапеги, а дальше сменилось еще несколько владельцев, но так как о них остались материальные напоминания, мы вспомним их позже, когда доберемся до соответствующих мест.
Пока же нас встречает обелиск братского захоронения. Как и любое местечко в нашей родной Беларуси, Дуброво не обошла Великая Отечественная война. В память о погибших защитниках Родины – солдатах и партизанах – тут установлен памятник на братском захоронении. Тут спят вечным сном 25 человек, и только имена 4 известны. Все они погибли с 1941 по 1944 год во время оккупации и освобождения деревни. По традиции все вместе почтили память бойцов минутой молчания. И двинулись дальше.
Сперва добрались до колодца и пополнили запасы воды, а потом повернули в другую сторону, чтобы выйти в центр деревни. Обнаружили, что деревня «живая»: здесь не только много домов, но и почта, которая работает 5 дней в неделю. Это говорит о том, что жителей тут не так уж и мало, а если учесть еще и тех, кто проживает в окрестных населенных пунктах, то и вовсе. Уже позже, от нашего экскурсовода мы узнаем, что в деревне сейчас поживает около 600 человек, но это мало, ведь раньше было намного больше жителей.
Местами в деревне проглядывает небольшая река с заросшими берегами. Именно так тут выглядит Западная Березина. Болотные заросли другой раз не дают даже рассмотреть источник воды, зато тут все обзавелись рогозом, который особенно нравится детям.
И вот мы в центре. Раньше тут была корчма, а сейчас расположен камень с названием населенного пункта. Камень вроде того: направо пойдешь, налево, прямо…. Только нас тут не ждали какие-то опасности. Справа мы пришли, прямо оказался магазин, а далее церковь, а налево школа. Мы же просто сделали фото на память и поспешили на встречу нашему экскурсоводу.









Встреча с учителем истории местной школы Натальей Константиновной Харук назначена около православной церкви на окраине деревни. Храм тут появился только в начале 20 века, да и то был построен на деньги прихожан.
Как рассказала Наталья Константиновна, место под церковь не выбирали, что смогли выделить, то и взяли. Оказалось, что тут вокруг болота были, потом торфяники, так что место для храма не самое удачное. Земля эта была в частном владении Иосифа Радкевича, он и поделился с жителями деревни. Храм построили при польской власти в 1920 году. Он еще проработал какое-то время и при советской власти, а с 1961 года служил складом. Уже после распада СССР церковь была возвращена прихожанам, которые за свой счет ее и восстановили. Освятили храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Мы заглянули в церковь, где в этот день был праздник. Место показалось уютным, а еще впечатлила печка, которая была расположена в храме. Сегодня здесь постоянно ведутся службы, у храма есть регулярные прихожане. Так что у этого места счастливая история, несмотря на крайне неудачное расположение на болоте.




Когда мы вышли к школе, то немало удивились. Она нам показалась огромной, не хуже, чем минские, рассчитанные на сотни учеников. Первый вопрос, который вырвался:
— А сколько же у вас учащихся?
Но Наталья Константиновна не смогла нас порадовать:
— Сейчас учатся 35 человек, а в детском саду 13.
Учитель истории погрузилась в воспоминания, когда в школе было по несколько полных классов в параллели, ведь в Дуброво было несколько тысяч жителей. А сейчас детей все меньше. В самом маленьком классе 3 человека, в самом большом – 6. В этом году в первый класс пришло пятеро детишек.
В школе есть все классы начального и базового уровня – с 1 по 9. Но вот количество человек в классах небольшое.
— Хорошо, когда много детей, с ними работать легче и интереснее.
Рассуждаем и приходим к выводу, что 15-18 учащихся – то, что нужно. Но об этом Дубровской школе остается только мечтать. Молодежи мало в деревне, работы нет, потому и детей немного. А раньше был большой совхоз, где все и трудились.


Школа все же не самая обычная. Она носит имя великого белорусского ученого, о котором, к сожалению, мало слышали белорусы. А вот люди в научных кругах точно знают Бенедикта Дыбовского, который сделал немало открытий в области биологии и географии. Более того, даже целое направление в науке появилось благодаря ему!
Этот уроженец окрестных земель, чье имя теперь носит одна из улиц деревни, прошел тернистый путь от участника восстания до признанного исследователя Сибири и основоположника лимнологии.
Детство Дыбовского прошло в живописном фольварке Адамарин, расположенном неподалеку от Дуброво. Название имения, как рассказывает Наталья Константиновна, произошло от двух имен бабки и дела Бенедикта – Адам и Мария. Именно здесь, в окружении березовых рощ, холмов и ручьев, зародилась его любовь к природе и, возможно, интерес к медицине. Получив хорошее образование, Дыбовский увлекся науками, однако его жизнь круто изменилась после участия в восстании.
Последовал арест, лишение прав и каторга в Сибири. Но даже в суровых условиях ссылки Дыбовский не отказался от своего призвания. Очарованный красотой и богатством сибирской природы, он с головой погрузился в ее изучение. Его работы по исследованию озера Байкал стали настоящим прорывом в науке.
Дыбовский создал первую карту Байкала, которой пользовались местные жители и моряки. Он заложил основы лимнологии – науки об озерах и их экосистемах. Изучал флору и фауну региона, описал множество новых видов животных и растений, около 50 из которых теперь носят его имя.
За свои заслуги Дыбовский был удостоен золотой медали Русского императорского географического общества. Его имя увековечено в названии исследовательского судна на Байкале.
И хотя сам ученый отказался добавить к своей фамилии приставку «Байкальский», его вклад в изучение этого уникального озера невозможно переоценить.
Дыбовского помнят и чтят на его малой родине. В деревне Дуброво, на улице его имени, стоит церковь, школьный музей хранит материалы о его жизни и деятельности, а пионерская дружина носит его имя. Информацию о знаменитом земляке по крупицам собирала Наталья Константиновна, а теперь делится со всеми путешественниками, заглянувшими в Дуброво.

От школы мы через дворы выходим на улицу Калиновского, здесь сохранились старые деревья, многие из них дубы.
— В местечке росло много дубов, некоторые из них сохранились до сих пор, отсюда и название деревни – Дуброво, — рассказывает Наталья Константиновна. Учитель истории ведет нас вперед к одной из достопримечательностей, которая сохранилась в хорошем состоянии, но была построена еще в 19 веке. И вот перед нами вырастает бровар, который входил в усадьбу Ваньковичей.
Этот род был последним частным владельцем Дуброво. Он построил здесь большую усадьбу, множество хозяйственных построек, но от былого богатства мало что осталось. И все же большое здание спиртзавода вместе с сажалкой уверенно стоит в Дуброво. Именно это производство сделало деревню быстро растущим населенным пунктом. Справедливости ради стоит заметить, что советские власти, после конфискации имущества Ваньковичей, не уничтожили спиртзавод. Он работал по своему прямому назначению до 90-х годов прошлого века. Интересно, что спирт с этого небольшого производства приобретали во всем СССР. Работало тут около трех десятков людей, а изготовление продукции не прекращалось ни днем, ни ночью.
С 1997 года бровар закрыт. Его кто-то приобрел, но пока ничего не делает с постройкой. Сперва мы заглянули в окна, потом облазили все вокруг и даже нашли зернохранилище. В общем, очень увлекательно и познавательно. Уже хотели направиться на ферму к коровам, что расположилась рядом, заглянули в постройку, где взвешивают автомобили с грузом и даже взвешивались сами. Пока наша большая компания бродила по разным уголкам вокруг бровара, сюда пришел сторож, который согласился показать постройку изнутри.
Не все из нас заглянули в помещения, но те, кто решил побыть немного сталкерами, получили массу приятных впечатлений. Внутри спиртзавод выглядел эффектно. Конечно, многое здесь осталось от советской эпохи, но некоторые места и, конечно, сами стены и помещения еще помнили шляхтичей Ваньковичей.













От бровара мы свернули на улицу под названием Девичья горка. Название, можно сказать, легендарное, ведь посвящено оно холму, на котором, вероятно, было городище. Так это или нет, археологам точно установить не удалось, но очень многое указывает именно на это. На вершине горы найдено несколько курганов, некоторые из них без особых находок, кроме как собственно костей из захоронения, а вот в других были найдены женские украшения. Период, который определили ученые – 7 век нашей эры. Так что, вероятно, тут было городище.
Но по местным легендам городище было в другом месте. Есть еще другая гора с очень крутыми склонами, вот там-то и было первое поселение, даже церковь стояла, которая под землю провалилась. Но там не было раскопок, не было находок, так что доказательств этой легенды нет.
Не обошлась без легенды и сама Девичья горка. Когда улица нас вывела к полю, с которого открывался вид на поросший лесом холм, Наталья Константиновна поведала историю:
— Жила-была девушка красивая, захотела она выйти замуж, но никак не могла выбрать одного из двоих парней. Тогда она решила заставить их состязаться и велела закатить на гору большие камни. Кто справится первым, за того и замуж пойдет. Но никто из молодых людей не осилил подъем. Оба умерли от разрыва сердца. Родители парней осерчали и наказали девушку – закопали ее живьем прямо на этой горе. С тех пор место и зовется Девичьей горкой. Говорят, что потом там еще девушек хоронили.
Получается, что археологические раскопки отлично вписались в легенду, а найденные украшения только подтвердили ее. Но ученым до легенд дела нет, так что они решили, что тут было городище. Нам же остается выбрать самим – во что верить.

На гору мы не полезли, а пошли дальше, ведь нас ждал еще один архитектурный памятник, который, к сожалению, находится в очень печальном состоянии. Наталья Константиновна привела нас к руинам Костела Вознесения Девы Марии.
Построен храм был в конце 18 века, когда земли поступили во владение Адама Хмары. Для того чтобы в белорусском Дуброво появился костел, Хмара пригласил итальянского архитектора Карла Спампани. Вскоре сам Адам умирает. Его хоронят в подвале храма, а позже туда кладут и иных представителей рода.
После восстания 1963-64 годов в Российской империи начинают закрывать костелы. Дубровский храм коснулась та же участь. В 1968 году здесь обосновались православные. Когда территория была занята поляками в начале 20 века, костел вновь вернули католикам.
Наталья Константиновна показывает на дом, который стоит напротив живописных руин храма. Тут был дом ксендза. Но и сейчас помещение не пустует. Именно тут проводятся службы католической церкви. Сегодня у храма появилась покровительница, которая нашла спонсоров на восстановление святыни, но пока дело двигается медленно. В любом случае, волонтеры стараются поддерживать порядок.
В советское время тут было овощехранилище. Наталья Константиновна рассказывает, что молодежь в костеле все время собиралась. Тут были комнаты ксендза, где проводили время вдали от старшего поколения парни и девушки.
— Костел тогда был в нормальном состоянии, а уничтожил его пожар. Студенты приехали на картошку в 80-х годах. И что они тут делали – неизвестно, может костер развели… Но в результате здание загорелось.
И то, что осталось сегодня от архитектурной исторической достопримечательности, – это последствия того самого неосторожного обращения с огнем.
Рядом с храмом есть захоронения. В одном из них упокоен ксендз, которого убили бандиты в годы Великой Отечественной войны.
Мы обходим костел сзади, тут можно пробраться внутрь и представить, как выглядел храм раньше. Остатки величественных колонн, входная группа, помещения за алтарем. Сегодня тут все внутри заросло, но не настолько, чтобы не пройти. Обращаем внимание на кирпичи, некоторые целыми валяются на земле. Они большие – совсем нестандартного размера.
Даже в руинах этот костел выглядит внушительным и очень красивым. И очень хочется, чтобы у волонтеров получилось добиться восстановления храма.














Мы направляемся на обед. Расположиться решили в лесу у Девичьей горы. Вверх не полезли, тем более что лес достаточно заросший, а просто отыскали полянку внизу. Группа большая, и очень быстро собирается достаточно хвороста, заготавливаются дрова, и вот уже три котла кипятят воду для каши и чая.
За нашу долгую прогулку все успели проголодаться, так что с большим удовольствием едим рис с тушенкой, закусываем печеньем и собираемся в обратный путь. Осталось только добраться до электрички.
Дорога обратно не занимает много времени, так как идти всего 6 километров до станции Дубравы. Но так как мы долго гуляли по деревне, просели около двух часов в лесу, то уже наступил вечер. Пока ждем электричку темнеет окончательно. И вот уже мы несемся сквозь ночные просторы к родному Минску. Час в пути – и мы дома: уставшие, но полные новых впечатлений.
Наша Беларусь – удивительно интересная страна. Тут долгие века живут люди, а вместе с ними живут история и легенды, живут события и судьбы. И невольно думаешь о том, как много еще нами неизведанного есть на просторах нашей Родины.




