Обладание собственной квартирой или домом — это не просто бытовой комфорт, а фундамент стабильности и уверенности в завтрашнем дне. Однако путь к заветным ключам часто оказывается тернистым и финансово неподъемным. Именно здесь в игру вступает государство, предлагая продуманную систему содействия, которая помогает тысячам граждан решить одну из самых важных жизненных задач. Этот механизм, на первый взгляд, может показаться сложным, но его цель проста — сделать крышу над головой более доступной. Как же устроен этот путь к своей недвижимости в Беларуси, и чем он отличается от практики других стран?
Фото: aor.gov.by
Вся конструкция государственной помощи при возведении жилья в Беларуси базируется на трех ключевых инструментах, каждый из которых нацелен на определенную аудиторию. Основополагающим документом, который систематизировал все эти меры, стал указ №95, подписанный в марте 2025 года.
Наиболее известный инструмент — это финансирование на особых условиях, или льготный кредит. Его суть в том, что государство берет на себя значительную часть процентных выплат, делая ежемесячные платежи посильными для семейного бюджета. Возможность получить такой кредит открыта для представителей 21 социальной категории, причем для 11 из них предусмотрена процедура внеочередного оформления.
Второй элемент системы — прямая финансовая инъекция в виде безвозмездной субсидии. Это целевая сумма, которую государство выделяет на строительство безвозвратно. На подобную поддержку могут рассчитывать граждане, относящиеся к 17 категориям, 10 из которых также пользуются правом приоритетного получения.
И, наконец, третий механизм — это прямая помощь в погашении кредитных обязательств, ориентированная в первую очередь на многодетные и молодые семьи при появлении детей. Примечательно, что система достаточно гибкая: некоторые категории граждан, например, молодые семьи, при стечении обстоятельств могут комбинировать несколько видов поддержки, получая одновременно и субсидию, и льготный кредит. Эти инструменты работают не только при строительстве квартир, но и при возведении частных домов, причем неважно, строится ли дом силами подрядной организации или самостоятельно.
Разумеется, доступ к государственным льготам открыт не для всех желающих. Существует четкий свод правил, определяющий, кто может претендовать на помощь.
Важно понимать, что льготы распределяются в строгом порядке очередности. Существует и социальный фильтр: нетрудоустроенные граждане трудоспособного возраста, не участвующие в экономике, не могут рассчитывать на такую поддержку. Как подчеркивают в профильном министерстве, государство подставляет плечо в решении жилищного вопроса, как правило, лишь единожды. Повторно обратиться за помощью могут лишь те семьи, чей статус изменился, например, они стали многодетными уже после получения первой льготы.

Получая от государства столь весомую помощь, новосел принимает на себя и ряд встречных обязательств. Жилье, построенное с привлечением льготных средств, фактически «замораживается» для коммерческого использования — его запрещено сдавать внаем до полного расчета по кредиту. Более того, собственник оказывается связан в праве распоряжения недвижимостью: продать, обменять или подарить ее нельзя не только до погашения займа, но и в течение последующих пяти лет после досрочного закрытия долга. Законом предусмотрены исключительные ситуации, такие как смена места жительства или приобретение более просторного жилья, но они требуют отдельного согласования.
Условия финансирования варьируются. На вершине этой лестницы поддержки находятся многодетные семьи и дети-сироты, для которых предусмотрены уникальные условия — кредит на 40 лет со ставкой всего в 1% годовых. Для большинства других льготников планка тоже установлена на комфортном уровне — до 20 лет под 5% годовых. Особые преференции созданы для жителей малых городов и сельской местности: если человек живет и строит дом в населенном пункте, где проживает менее 20 тысяч человек, процентная ставка для него снижается до 3%.
Для некоторых категорий существуют дополнительные условия. Так, военнослужащие, получив кредит, берут на себя обязательство прослужить минимум 10 лет. Аналогичное требование по 10-летней отработке предъявляется и к жителям юго-востока Могилевщины, получающим кредит по сверхльготной ставке в 1%.

Как выглядит отечественная модель на глобальном фоне? Совершенно по-разному. В странах Западной Европы, например, в Германии, акцент смещен с владения на пользование. Там развит огромный сектор социального найма, где муниципалитеты и фонды предоставляют жилье по ценам значительно ниже рыночных. Кроме того, широко распространены адресные субсидии, покрывающие часть арендной платы на свободном рынке.
В США популярна ваучерная система. Государство, вместо того чтобы строить само, предоставляет семьям с низким доходом сертификат, которым можно оплатить часть аренды у любого частного арендодателя. Это дает свободу выбора, но программа хронически недофинансирована, и ждать своей очереди на ваучер можно долгие годы.
Кардинально противоположный подход демонстрирует Китай, который решает жилищный вопрос с размахом гигантских строек. Государство возводит целые микрорайоны доступного жилья, которое затем продается или сдается по фиксированным низким ценам, решая одновременно и социальные, и экономические задачи.
На этом фоне белорусская система выбирает свой, особый путь. Она делает ставку не на формирование рынка доступной аренды, как в Европе, а на создание класса собственников, помогая людям приобрести жилье во владение. Этот подход, с его четким категорийным делением и долгосрочными обязательствами, в чем-то ближе к централизованным азиатским моделям, но реализован в национальном масштабе. Каждый из этих векторов имеет свои сильные и слабые стороны, но их объединяет одна глобальная цель — дать человеку ощущение собственного дома.