Беларусь демонстрирует приверженность развитию транспортной инфраструктуры, делая ставку на повышение качества, безопасности и пропускной способности своих ключевых автомагистралей. В рамках текущего Года благоустройства и пятилетней программы по повышению качества, дорожные службы прилагают значительные усилия для модернизации основных дорожных артерий. Согласно планам на 2025 год, восстановительные и реконструкционные работы охватят более 4,7 тысячи километров республиканских и региональных дорог. Корреспонденты газеты «Рэспубліка» посетили участки трех важнейших трасс, чтобы зафиксировать применение передовых инженерных решений и оценить трансформацию белорусских дорог.
Фото носит иллюстративный характер
На автомагистрали, соединяющей столицу с Могилевом, в окрестностях деревень Прилесье и Привольное, активно ведутся строительные мероприятия. В связи с начавшимися в апреле работами, водителям пришлось временно адаптироваться к новым условиям движения. Однако конечный результат — превращение этого участка в современную шестиполосную магистраль (по три полосы в каждом направлении), с укрепленными бетонными краями шириной 2,5 метра — оправдывает временные неудобства. Укладка цементобетонного слоя рассчитана на повышение безопасности и наращивание пропускной способности для грузовиков и легковых машин.
Для минимизации перебоев в движении на этом оживленном направлении, проект был поэтапно разделен на шесть этапов. Предшествующие этапы, включающие в себя перенос коммуникаций и формирование выравнивающих асфальтобетонных слоев, открыли путь к замене дорожного полотна на цементобетонное в пределах шестикилометрового отрезка. Старый асфальтовый материал, удаленный с проезжей части, благодаря применению экологичных технологий, был переработан для повторного использования.
На данном этапе, в пределах данного участка завершен монтаж 26 тыс. тонн асфальтобетона и 40,5 тыс. куб. м. цементобетонного слоя. Параллельно с установкой нового барьерного ограждения на центральной полосе, проводится обновление сопутствующей инфраструктуры, включая осветительные опоры и пешеходные тротуары. Финальные штрихи работ включают обработку дорожного покрытия специальным гидрофобизирующим составом, придающим ему водоотталкивающие и изоляционные свойства. Такой подход, в сочетании с надлежащим обслуживанием, гарантирует сохранение высокого качества покрытия и его долговечность.


Реконструкция автомагистрали М-3, стартовавшая в середине 2023 года, набирает обороты с поразительной скоростью. Уже преобразился 15-километровый участок между Логойском и Плещеницами, где возведен новый мост через реку Гайну и оборудована развязка у Хатыни. В данный момент сосредоточены усилия на шестой фазе масштабных работ, затрагивающей 21 км. трассы, вплоть до рубежей Витебской области.
Планируется, что вместо нынешних 2-ух полос, трасса будет расширена до 4-ех бетонных полос движения. Подрядные организации приступили к подготовительным работам на девятикилометровом участке. Пространство будущей полосы движения освобождается от растительности, а существующее дорожное основание укрепляется инновационными компонентами. Одновременно монтируются системы дренажа, формируется новое земляное полотно. Для сохранения непрерывности трафика, параллельно организуются объездные пути, которые облегчат дальнейшее строительство мостовых переходов и путепроводов.

По мере движения из центральных регионов в Гомельскую область, отмечается заметная трансформация трассы, связывающей российскую границу с Гомелем и Кобрином. В Речицком районе, начиная с прошлой осени, развернулась полномасштабная трансформация 85-километрового участка дороги. Первый из пяти запланированных этапов работ на этом масштабном участке уже успешно завершен.
В настоящее время специалисты проводят полную замену земляного полотна для соответствия требуемым показателям несущей способности. Этап работ включает в себя удаление поверхностного слоя почвы, выемку существующих грунтов, их последующую замену, а также послойное уплотнение дренирующим песком и возведение насыпи. После этого осуществляется подготовка основания: укладывается песчаная прослойка, щебень и бетон. Основное внимание в текущий момент уделяется укладке тяжелого бетона и фрезерованию старого дорожного покрытия на определенных участках для создания совершенно нового полотна. Важно отметить, что трасса проходит вблизи Речицкого нефтедобывающего месторождения, что потребовало переноса многочисленных нефтепроводов, пересекающих дорожное полотно, а также модификации линий электропередачи и мелиоративных каналов.

Для перехода ко второму этапу работ, лесные массивы будут очищены от деревьев и пней. По всей протяженности 85-километрового отрезка дороги появятся восемь транспортных развязок, причем строительство двух из них уже находится на активной стадии: осуществляется погружение свай и монтаж опор. Одновременно с модернизацией самой трассы, продолжается сооружение мостового перехода через реку Припять, расположенного в Мозырском районе.
Мостовой переход, простирающийся на 909 метров в длину и имеющий десятиметровую ширину, предоставит две полноценные полосы для движения транспорта и удобные пешеходные зоны. Его усиленные несущие конструкции призваны обеспечить максимальный комфорт как для водителей, так и для пешеходов. Уже установлено 175 железобетонных элементов, возведена арочная конструкция пролета, а асфальтобетонное полотно покрыло всю протяженность моста; сейчас завершаются мероприятия по облагораживанию прилегающей территории. Предполагается, что модернизированная переправа, оснащенная обзорной платформой над водной гладью, станет новой точкой притяжения для путешественников.
В течение пятилетнего срока, с 2021 по 2025 год, в рамках государственной стратегии «Дороги Беларуси» предусмотрено капитальное обновление и переустройство 18 тыс. километров автодорог различного уровня — от республиканских до региональных. Кроме того, на этих же транспортных артериях будет восстановлено около полутысячи мостовых переходов. Конкретно на 2025 г. запланирована модернизация почти 5 тыс. километров дорог, для чего выделено 2,3 миллиарда рублей. Такие инвестиции показывают, насколько приоритетным является для государства развитие транспортной инфраструктуры.