Загрязнение воздуха — одна из самых актуальных проблем современности. В Беларуси, где на долю транспорта приходится около 49% всех выбросов в атмосферу, этой теме уделяется особое внимание. Как сообщил заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Иван Приходько, благодаря целому комплексу мер за последние десять лет стране удалось сократить объем выбросов от транспорта на 5%, что составляет более 31 тысячи тонн.
Фото носит иллюстративный характер
По данным Национальной системы мониторинга окружающей среды, качество атмосферного воздуха в Беларуси остается стабильно хорошим. Однако, как подчеркнул Иван Приходько, цель — не поддерживать текущий уровень, а продолжать его улучшать.
«Наша цель — дальнейшее сокращение выбросов загрязняющих веществ. И должен сказать, что она успешно реализуется», — отметил замминистра.
Достижению этой цели способствует активная работа по развитию электротранспорта и необходимой инфраструктуры. Количество зарядных станций для электромобилей в стране уже приближается к тысяче, и за последний год их сеть расширилась почти в полтора раза.
Помимо электрификации автопарка, комплекс мер включает развитие альтернативных видов транспорта. В городах создаются велодорожки и новые маршруты, размещаются пункты проката и развиваются шеринговые услуги. Эти шаги призваны предложить гражданам комфортную и экологичную альтернативу личному автомобилю.
«Понимая, что в ритме современной жизни полностью отказаться от использования автомобиля, наверное, невозможно, необходимо делать выбор в пользу альтернативных экологичных видов транспорта», — добавил Иван Приходько.
Расчеты специалистов показывают, насколько важен вклад каждого: если бы в течение одного дня каждый второй автолюбитель отказался от поездки на машине, это позволило бы предотвратить выброс почти 500 тонн загрязняющих веществ.
Этой осенью в Беларуси уже в очередной раз прошла международная кампания «Неделя мобильности», которая завершилась масштабной акцией «День без автомобиля». Ее финальным событием в Минске стал праздник у Дворца спорта, где для горожан организовали концерты, выставки, мастер-классы и активные зоны.
Открыл же экомарафон в столице массовый велопробег, в котором приняли участие более сотни человек, преодолевших дистанцию в девять километров.
Городская власть последовательно решает экологическую повестку, модернизируя общественный транспорт с переходом на электрический, создавая интеллектуальную систему работы с отходами и благоустраивая зеленые зоны.
Практический эффект от сокращения использования автомобилей был наглядно продемонстрирован в ходе «Недели мобильности». Специалисты Белгидромета провели маршрутное обследование атмосферного воздуха в ключевых точках Минска.
Замеры, проведенные 20 и 22 сентября, показали положительную динамику. Если 20 сентября концентрация диоксида азота в районе парка Горького и на пересечении улиц Я.Коласа и Кульман составляла от 0,1 до 0,18 ПДК, то 22 сентября этот показатель снизился до 0,08–0,14 ПДК. В районе Музея валунов уровень диоксида азота и вовсе оставался ниже предела обнаружения. Концентрация оксида углерода также немного снизилась, а формальдегид не был обнаружен вовсе.
Позитивную динамику признают и парламентарии, однако отмечают, что для решения глобальных экологических проблем требуются более активные темпы. Свою оценку ситуации для 024.by дал Владимир Бабичев, член Постоянной комиссии по экологии и природопользованию Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, председатель Витебской областной организации РОО «Патриоты Беларуси».
«Сокращение выбросов от транспорта в Беларуси на 5% за 10 лет – это, безусловно, позитивная тенденция. Однако я бы оценил это как умеренный, а не прорывной прогресс. Учитывая остроту проблемы, изменения климата и растущее количество автомобилей на дорогах, нам необходимо более динамичное снижение.
Что касается будущего, я считаю, что наиболее эффективной будет комбинация нескольких факторов:
В заключение, хочу подчеркнуть, что решение проблемы сокращения выбросов от транспорта требует комплексного подхода и тесного взаимодействия государства, бизнеса и граждан», — добавил Владимир Бабичев.
Таким образом, объединенные усилия государства, направленные на развитие инфраструктуры, и осознанный выбор граждан в пользу альтернативного транспорта уже приносят ощутимые результаты. Однако, как показывают оценки экспертов, для достижения более амбициозных экологических целей эту работу предстоит продолжить и интенсифицировать.