В эпоху массового производства, когда полки магазинов ломятся от однотипных игрушек, особенно ценятся изделия, созданные с душой и мастерством. Именно такие сокровища рождаются в руках нашей героини Аллы Русначенко. Она мастерски работает с самыми, казалось бы, простыми материалами — ватой и шерстью, создавая из них очаровательные елочные фигурки. А винтажные одежды, в которые она наряжает своих персонажей, дарят игрушкам неповторимый шарм и ощущение ушедшей эпохи. Это не просто декор, это искусство, требующее терпения, таланта и безграничной фантазии. Мы поговорили с ней о том, как создается эта рукотворная красота.
Фото из личного архива героини
— Ёлочными игрушками я занимаюсь с 2024 года, так что это будет мой третий сезон. Мои работы — это миниатюрные елочные куколки, примерно 10 сантиметров в высоту. Несмотря на небольшой размер, я стараюсь, чтобы в них были все те же элементы, что и у больших кукол. Вообще, я самоучка. Чтобы улучшить свои навыки в раскрашивании и понимании цвета, я уже во взрослом возрасте сама ходила в художественную школу. Но специального профессионального образования у меня нет.
— У нас с мужем была своя туристическая фирма, и я долгое время работала в сфере туризма. Однако творчеством я занимаюсь с детства: ещё в школе посещала художественные кружки, и это всегда меня очень привлекало. Я всегда была творческой натурой, поэтому создавать что-то своими руками для меня естественно. Я писала картины, а также делала большие игрушки и куклы.
Но важно понимать, создание большой куклы — это очень трудоёмкий процесс, который может занимать несколько месяцев. Я люблю миниатюру за то, что результат виден очень быстро: от идеи и подбора материалов до готовой фигурки проходит гораздо меньше времени. Для такого нетерпеливого человека, как я, это, безусловно, большой плюс.
Также отмечу, что магия Нового года всегда меня завораживала. Это один из моих самых любимых праздников, с которым неизменно связано ощущение волшебства, чего-то необыкновенного. Не знаю, как у других, но у меня именно так.
Что касается этих игрушек, разумеется, я их не изобретала; их делали и до меня. Но когда-то я сама их увидела, и они меня просто заворожили. Я сразу влюбилась и решила, что непременно должна это повторить, ведь мимо такой красоты пройти просто невозможно.
Так и начала, постепенно. Изначально не было цели сразу делать партию на продажу. Нет, моя задача была другой: повторить, посмотреть, что получится. А потом я создала аккаунт в Instagram, и люди начали заказывать. В этом году я сделала столько же игрушек, сколько и в прошлом сезоне, но всё уже продано. Работаю над новыми коллекциями.

— Для ёлочной игрушки очень важна лёгкость. Например, если создать красивую игрушку из глины, то на ёлке она не удержится — будет оттягивать еловую ветку. Поэтому чаще используются шерсть или вата. Я, например, часто делаю шерстяные валяные игрушечки. Они очень лёгкие, потому что шерсти для них требуется совсем немного, к тому же сама шерсть по себе почти невесомая. Вата также очень легка. Таким образом, шерсть и вата являются основными материалами. Однако, для придания игрушке большей красоты и детализации, используются и другие материалы. Например, ровное и выразительное личико из ваты сделать невозможно, поэтому для него применяется полимерная глина. Она позволяет создать личико, как у настоящей куколки — гладкое, красивое, с прорисованными глазками. Из полимерной глины также можно вылепить ручки с тонкими пальчиками. Дополнительно можно использовать различные аксессуары: пуговички, фурнитуру, металлические кнопочки. Всё это допускается, но основным материалом всегда остаются вата или шерсть.
— Основное оживление на рынке, конечно, начинается ближе к Новому году, примерно с осени. Это происходит, когда тёплые дни уступают место прохладе, магазины начинают напоминать о предстоящем празднике, вывешивая гирлянды, и мысли людей постепенно обращаются к подготовке к Новому году. В это время у меня уже появляется больше запросов, их количество постоянно растёт, вплоть до самого Нового года.
Даже после Нового года, в течение января, наблюдается небольшой, но стабильный поток заказов. Затем наступает затишье, хотя есть клиенты, приобретающие товары и вне сезона. Я всегда советую своим покупателям, планирующим дальнейшие приобретения, делать это летом: тогда шире выбор, и можно выбрать не из того, что осталось, а из большого разнообразия игрушек.
Что касается работы на заказ, я её не люблю. Во-первых, мне не нравится повторяться, для меня важно создавать что-то новое. Работа на заказ воспринимается как штамповка, что лишает процесс новизны. Мне хочется избегать такого однообразия и постоянно придумывать что-то уникальное. Ведь, в первую очередь, это для меня не бизнес ради самообеспечения. Это не основная моя работа, я не живу исключительно за эти деньги. Это, скорее, монетизированное хобби.
— Для начала мне необходимо чем-то вдохновиться. Я очень люблю путешествовать, и в поездках заходить в маленькие лавочки с изделиями ручной работы: посудой, куклами, игрушками. Мне нравится рассматривать все эти вещи, изучать детали. Также я посещаю различные выставки и смотрю работы других мастеров.
К счастью, существуют такие платформы, как Pinterest и Instagram, которые дают возможность вдохновляться работами коллег. Это огромный стимул для меня, ведь люди создают настолько чудесные и красивые вещи! Их профессионализм настолько высок, что мне пока остаётся только мечтать о достижении такого уровня.
Всё увиденное откладывается в моей «копилочке», и постепенно формируются новые идеи. Я не люблю повторяться и ни в коем случае никого не копирую, потому что это уже не то, это теряет свою уникальность. Однако, безусловно, вдохновение влияет на мой творческий процесс. Я что-то подмечаю, что-то придумываю сама, и так рождается новая идея.
Затем я создаю эскиз. Уже на этом этапе я чётко представляю будущую коллекцию: сколько в ней будет девочек, сколько мальчиков. Определяю высоту фигурок, что они будут держать в руках, какими будут их лица.
После того как основные детали продуманы, я приступаю к выбору цветовой гаммы. Например, если у куклы определённое выражение лица, я подбираю соответствующий цвет волос, наряд и даже игрушку, которую она будет держать в ручках, например, мишку.

— Да, конечно, я всё делаю вручную. Раньше, в самом начале, я могла покупать готовые мелкие элементы, например, мишек, но сейчас я всё создаю сама. Единственное, что я не делаю сама в игрушке, — это личики и ручки (если они не в виде рукавичек, а с пальчиками). Точнее, я использую молды — готовые формы, куда заливается материал. Хотя можно лепить их и самостоятельно, но это значительно повлияет на стоимость игрушки. Я делаю оттиск, а затем уже самостоятельно расписываю лицо: добавляю или не добавляю глазки, веснушки, регулирую интенсивность румянца.
Использование молдов позволяет сделать игрушку более доступной по цене. Впрочем, я не исключаю, что когда-нибудь буду создавать и полностью уникальные лица, ведь, возможно, кому-то захочется игрушку с совершенно неповторимым выражением лица.
— Вообще, я бы не назвала это полноценной историей — это уже притягивание за уши. Мне просто нравится создавать что-то нежное, чтобы были крылышки, трогательное и нежное личико. Чтобы это напоминало о детстве, о чем-то чистом, как, например, любимый плюшевый мишка.
— Большинство моих клиентов — женщины зрелого возраста, и я понимаю причину. В их детстве, как и в моём, подобных вещей не было. Стоит им взять в руки такую куколку, как на их лицах появляется искреннее умиление. Порой кажется, что игрушка радует их даже больше, чем внучку, для которой она предназначена. Мне же нравится создавать вещи, способные перенести человека в детство, возродить те трепетные эмоции: предвкушение ёлки, ожидание настоящего чуда.

— При создании игрушки крайне важно соблюсти правильные пропорции, чтобы ноги и руки не казались слишком короткими или чрезмерно длинными. Голова должна располагаться естественно, не упираясь в плечи, а шея не должна быть непропорционально длинной. Кроме того, необходимо обеспечить прочность всех деталей, чтобы игрушка не рассыпалась, например, при падении.
Ключевую роль в создании завершенного образа играет роспись. Ведь можно просто нанести цвет без использования теней, но тогда игрушка будет выглядеть плоской и безжизненной. Накопленный опыт — а я сделала уже большое количество игрушек — только подтверждает это.
Зачастую, когда я вижу работы начинающих мастеров, я думаю: «Хорошая игрушка, но если бы добавить немного теней здесь и там, она бы заиграла совсем иначе». И наоборот, глядя на роспись игрушек у более профессиональных художников, я ловлю себя на мысли: «Как же я хочу добиться такой же игры света и тени, чтобы игрушка выглядела по-настоящему объемной и живой!». Пожалуй, именно правильно подобранная и наложенная тень — это самый сложный этап, после которого игрушка по-настоящему оживает. Крайне важно наносить тени так, чтобы они не выглядели как грязь, а аккуратно подчеркивали формы, создавая желаемый объем и реалистичность.
— Дома я ёлку не ставлю, и причина тому — мои коты. Раньше я пробовала украшать её, но результат всегда был один: несколько разодранных текстильных игрушек и разбитые ёлочные шары. Мои самые дорогие сердцу игрушки, к счастью, не пострадали, но коты не раз залезали на ёлку, и я решила больше не рисковать.
Новогоднего настроения мне хватает вполне! Я бываю на выставках, посещаю различные предновогодние события, и этого мне достаточно. Декор в доме, конечно, присутствует, но саму ёлку я не устанавливаю, ведь мои пушистые питомцы просто не дадут мне оформить её по-настоящему красиво и надолго.

— Речь идет о том, чтобы передать стиль винтажного костюмчика, например, в соответствии с найденной картинкой. Важно, чтобы присутствовали такие детали, как рюшечки, панталончики, ботиночки с бантиками. Также важно, чтобы сзади на платье был бант, как у девочек. Нужны юбочки, возможно, с подъюбниками, и головные уборы – шляпки или шапочки, которые ассоциируются с той эпохой. И, конечно, в руках у куклы должны быть игрушки, тоже соответствующие винтажному стилю, например, мишки такого же образца, как были популярны в ту эпоху.
— Я обычно приступаю к созданию коллекции, которая может насчитывать от 10 до 20 игрушек. Для меня оптимальным вариантом является работа над 10 игрушками одновременно. В среднем, создание такой коллекции занимает около 20 дней. Хотя сроки могут варьироваться – иногда работа требует больше времени, и гораздо реже меньше — я ориентируюсь именно на этот 20-дневный период при планировании своей деятельности.
— Конкурировать на рынке очень сложно, поскольку есть множество мастериц, создающих игрушки высокого уровня. Их работы действительно достойны восхищения. Однако есть и начинающие мастерицы, чьи цены, соответственно, значительно ниже моих. Многие покупатели предпочитают более простые, но доступные варианты. И это абсолютно нормально: у каждого человека разный достаток, и не каждый может позволить себе выложить значительную сумму за игрушку.
Более того, в нашем обществе пока не сформировалась культура больших трат на небольшие, хоть и изысканные, предметы. Ёлочная игрушка — это, по сути, предмет роскоши, без которого человек легко может обойтись. В отличие от сувенира, который стоит круглый год, ёлочная игрушка используется всего около месяца: две недели до Нового года и две недели после. Остальные одиннадцать месяцев она проводит в коробке, ожидая своего часа. У большинства людей отсутствует привычка тратить значительные средства на маленькую игрушку, которая лишь короткий период в году является частью их быта.
Эта тенденция требует времени. Я искренне надеюсь, что со временем уровень жизни наших людей значительно улучшится, и тогда приобретение качественной, красивой вещи — пусть даже раз в году, чтобы порадовать себя или детей — станет для них нормой. Однако достичь этого непросто.
Тем не менее, есть и положительные примеры: некоторые покупатели, которые в прошлом году считали мои работы слишком дорогими, в этом году уже совершили покупку. Вероятно, они сравнивали, пробовали приобрести менее качественные изделия и осознали, что такая покупка не принесёт им истинной радости. В итоге они предпочли инвестировать в вещь, которая действительно будет радовать. Многие также рассматривают мои игрушки как долгосрочное вложение, как семейную реликвию, которую можно будет передать детям и внукам. Дети будут вешать её на ёлку, вспоминая о своём детстве и о том, кто им её подарил. Этот сентиментальный аспект также важен для покупателей.
— Мои игрушки стоят от 80 до 120 рублей. Не исключаю, что в будущем могут появиться более дорогие экземпляры.

— Сложно выделить какой-то один эпизод, но комплиментов своей работе, своим рукам я получаю действительно много. Мои игрушки путешествуют по всему миру: они есть и в Штатах, и в Германии, и в Казахстане, и в Узбекистане — это из последнего. В России их тоже очень много, а также в Польше. Это то, что приходит на ум сейчас. А ведь люди часто покупают их в подарок, отсылают куда-то, и я даже не всегда знаю, куда они в итоге попадают. Но то, что я знаю, говорит о довольно обширной географии.
Вот, например, недавняя история из Германии. Написала мне женщина, очень хотела игрушку, но говорит: «Наверное, не получится». Причин было несколько: я никогда не отправляла ничего в Германию, понятия не имела, как там обстоят дела с денежными переводами, какие комиссии, насколько это всё удорожает игрушку. Плюс, сама пересылка — это тоже недешево. И, как она добавила, скорее всего, придется еще и налог за эту игрушку заплатить. В общем, получалось, что игрушка обрастала бы такой суммой, которую платить не хотелось бы, ведь и так она, вообщем-то, не самая дешевая. Мы немного попечалились вместе, я говорю: «Ну, может, когда-нибудь получится».
И тут, через пару дней, она пишет: «Представляете, у меня нашлись знакомые в Минске!» Тут же звонит этот знакомый, приезжает, забирает игрушку. И ещё через пару дней эта женщина мне пишет, что игрушка у нее! Вот такое вот, можно сказать, стечение обстоятельств, такая магия! Человек очень хотел, и всё сложилось так удачно, что игрушка попала к ней очень быстро».
— Знаете, покупка игрушек поштучно — большая редкость. Конечно, бывают случаи, когда берут всего одну игрушку, но обычно ситуация иная. Когда я только начинала заниматься этим делом и продумывала ценообразование, у меня были опасения, что наш народ будет неспособен покупать больше одной штуки. Каково же было моё удивление, когда выяснилось, что люди приобретают их в значительно больших количествах: по две, три, четыре, а то и пять штук!
— Украшать ёлку следует так, как нравится человеку. Многие хранят игрушки из детства, и очень важно сохранять эту традицию, дополняя коллекцию новыми украшениями. Идеально, когда на ёлке присутствует что-то от каждого поколения и каждого члена семьи, создавая тем самым историю праздника.
Главное — украшать ёлку с душой, чтобы она действительно радовала. Ведь Новый год — это, прежде всего, семейный праздник. На ёлку смотрят все, кто находится в доме: и маленькие дети, которые ожидают от неё чудес и подарков, и взрослые, которых вид старых игрушек может окунуть в приятные воспоминания.
В последнее время также наблюдается тенденция к использованию игрушек ручной работы. Такие украшения придают ёлке уникальность и создают особую, тёплую атмосферу. Многие выбирают их именно по этой причине, стремясь к индивидуальности в праздничном декоре.
В конечном итоге, нет единого рецепта или правила, как украшать ёлку. Пусть каждый делает это так, как ему по душе, ведь это его ёлочка, его Новый год.