Ровно 41 год назад, 10 ноября 1982 года, была официально создана группа, которая стала голосом поколения на излете СССР и определила звучание русской рок-музыки. «Наутилус Помпилиус» — это больше чем группа, это культурный код, целая вселенная, рожденная в свердловских подпольных студиях и покорившая огромную страну. Их песни пели у костров, под гитару в студенческих общежитиях и на кухнях, а километры пленки истратили на переписывание кассет, которые передавали из рук в руки как настоящую ценность. Автор слов большинства хитов, Илья Кормильцев, оказался провидцем: строчка «Эта музыка будет вечной» для миллионов фанатов так и осталась неоспоримой истиной. В честь дня рождения группы мы вспоминаем ее сложный, яркий и невероятно продуктивный путь.
Фото носит иллюстративный характер

История культового коллектива началась на четыре года раньше официальной даты, в стенах Свердловского архитектурного института — настоящей кузнице кадров уральского рока. Именно там в 1978 году встретились застенчивый, но одержимой музыкой Дмитрий Умецкий и харизматичный Вячеслав Бутусов. Их творческий союз, основанный на общем увлечении западным роком и желании высказаться, стал краеугольным камнем будущей легенды. Вокруг них собрались единомышленники, и поначалу команда, соответствуя духу времени и поискам себя, носила экзотическое и немного разухабистое имя «Али-Баба и сорок разбойников».
Современное, ставшее знаковым название рождалось в несколько этапов. Сначала, в 1983 году, по предложению звукорежиссера Андрея Макарова группа стала «Наутилусом» — в честь футуристической подводной лодки «Наутилус» капитана Немо из романа Жюля Верна. Этот образ идеально отражал стремление к уходу от серой действительности в иной, более глубокий и таинственный мир. Но чтобы избежать путаницы с одноименным московским коллективом Евгения Маргулиса, по предложению поэта и «идеологического вдохновителя» Ильи Кормильцева к названию добавили видовое имя моллюска — Pompilius. Так на свет появился «Наутилус Помпилиус», а участники стали с улыбкой говорить, что назвали команду в честь моллюска.
Первый состав группы, помимо Бутусова и Умецкого, включал барабанщика Игоря Гончарова и гитариста Андрея Саднова. Однако на протяжении всей своей пятнадцатилетней истории «Нау» славился своим «плавающим» составом. Музыканты приходили и уходили, но неизменным оставалось творческое ядро: харизматичный лидер и вокалист с уникальным, узнаваемым с первого аккорда тембром — Вячеслав Бутусов — и автор блистательных, остросоциальных и поэтичных текстов Илья Кормильцев. Именно этот тандем и был сердцем и душой «Наутилуса».
В разные годы в группе участвовали знаковые фигуры российской рок-сцены. Некоторое время в проекте участвовала Настя Полева, чья собственная группа «Трек» когда-то вдохновила Бутусова и Умецкого на творчество. После первого распада в конце 80-х Бутусов собрал практически новый состав: барабанщик Игорь Джавад-Заде, басист Гога Копылов и гитарист Александр Беляев. Позднее к ним присоединился виртуозный гитарист Егор Белкин. Эта нестабильность была как слабым местом, порождавшим внутренние конфликты, так и источником постоянного творческого обновления.
Музыкальный путь «Наутилуса» — это путь постоянных метаморфоз. Дебютный альбом «Переезд» (1983) был выдержан в стилистике хард-рока с явным влиянием Led Zeppelin. Любопытнейший факт: часть песен была написана на стихи венгерских поэтов Эндре Ади и Лёринца Сабо. Их сборник Бутусов случайно нашел на остановке в Челябинске, и мрачный, мистический романтизм стихов пришелся ему по душе.
К середине 80-х, с альбомом «Невидимка», звучание группы резко меняется. «Наутилус» приходит к «новой волне» (new wave), вдохновляясь творчеством ленинградских коллег — «Кино» и «Аквариума». Именно в этот период формируется их уникальный стиль, в котором критики различали черты постпанка, готик-рока и арт-рока. Пик первой славы настигает «Наутилус» в 1986 году с выходом пластинки «Разлука». Их сценический образ — черная, перекрашенная военная форма, грим, подчеркивающий глаза, сдержанная, почти медитативная пластика Бутусова — стал иконой эпохи, символом протеста и внутренней свободы.
Расцвету группы во многом способствовали и внешние факторы. В конце 80-х программа «Взгляд», прорвавшая информационную блокаду, познакомила миллионы телезрителей с русским роком, в том числе и с «Наутилусом». 1988-й стал годом абсолютной славы. Группа с триумфом гастролирует по СССР и Финляндии (после выхода фильма «Серп и гитара»), а на государственной фирме «Мелодия» выходит пластинка-компиляция «Князь тишины», собравшая ранние хиты вроде «Прощального письма» и «Казановы». Однако коммерческий успех, статус «звезд» и бесконечные гастроли привели к творческому кризису и внутренним конфликтам. Усталость от шоу-бизнеса и попыток его укротить заставила Бутусова осенью 1988 года объявить о роспуске команды.
Но корабль не мог долго оставаться в сухом доке. Уже в 1990 году «Наутилус» возродился с обновленным, более жестким, гитарным звучанием, сменив мелодичный саксофон на сложные ритмы и мощные аранжировки. Изменилась и поэтическая составляющая. Тексты Кормильцева эволюционировали: ушла острая, прямая социальность, на смену пришли философские, мифологические и религиозные мотивы. Ярчайший пример — хит «Прогулки по воде», который рассказывает об апостоле Андрее, хотя и в очень вольной, авторской трактовке.
Дискография группы пополнилась мощными работами: «Родившийся в эту ночь», «Чужая земля». Но настоящим коммерческим прорывом стал альбом «Титаник» (1994), записанный при активном участии Вадима Самойлова из «Агаты Кристи». Такие треки, как яростный «Зверь» и загадочный «Тутанхамон», стали народными хитами. Любопытно, что «Тутанхамон» изначально задумывался как баллада, но Бутусов ускорил его, родив тот самый знакомый всем вариант. А акустическая, первоначальная версия прозвучала в фильме «Титаник на Фонтанке».
Следующий альбом, «Крылья» (1995), вернул группу на вершину хит-парадов. Одноименная песня и лиричная «Дыхание» звучали повсюду. Казалось, группа обрела второе дыхание. Но атмосфера внутри команды снова накалилась. Завершающими аккордами в биографии «Наутилуса» стали пластинки «Яблокитай» и «Атлантида». Бутусов, чувствуя, что рамки группы стали для него тесны и исчерпали себя, принял решение о роспуске. Прощальный тур «Последнее плавание» и финальный концерт в 1997 году поставили точку в истории одного из величайших коллективов страны.

Группу связывала тесная дружба с режиссером Алексеем Балабановым. Они снялись в его ранней, почти любительской ленте «Раньше было другое время» (1987), но настоящую народную любовь и новое поколение поклонников «Наутилус» обрел благодаря культовым фильмам «Брат» (1997) и «Брат 2» (2000). Песни «Князь тишины», «Казанова» и «Утро Полины» стали не просто саундтреками, а смысловыми доминантами картин, голосом поколения 90-х, искавшего свои ориентиры в разваливающемся мире.
Уже после распада группы ее композиции продолжали жить в кино, находя отклик у новых зрителей. Их можно услышать в ностальгических «Стилягах» (2008) и исторической драме «Союз спасения» (2019), что доказывает вневременную ценность их музыки.

«Наутилус Помпилиус» давно распался, но его музыка не просто жива — она по-прежнему актуальна. Вячеслав Бутусов регулярно исполняет хиты группы на своих сольных концертах, а в 2013 и 2017 годах прошли масштабные туры, посвященные юбилеям коллектива. В 2023 году, в годовщину 40-летия «Нау», Бутусов с группой «Орден Славы» представил старые песни в новом звучании в «Квартирнике у Маргулиса», вновь доказав, что настоящая поэзия и музыка не стареют.
Легендарный «Наутилус» завершил свое последнее плавание, но его песни — о любви и одиночестве, о вере и отчаянии, о свободе и судьбе — продолжают свой путь в сердцах слушателей, отцов и детей. И каждый раз, когда звучат вступительные аккорды «Крыльев» или «Прогулок по воде», становится ясно: Илья Кормильцев был прав. Эта музыка и правда оказалась вечной.