На белорусско-литовской границе обстановка по-прежнему остается напряженной после одностороннего решения Литвы о приостановке работы пункта пропуска «Шальчининкай» и введения ограничений в «Мядининкай». В сложившейся ситуации Вильнюс изучает различные варианты урегулирования возникших проблем с логистикой. Но некоторые из них носят достаточно специфический характер.
Фото из открытых источников
Как сообщил советник премьер-министра Литвы, он планирует обратиться к белорусской стороне с просьбой оказать помощь в возврате литовских автомобилей для грузоперевозок, скопившихся на белорусской территории. В то же время литовское правительство анализирует юридические основания для получения от Беларуси компенсации за убытки, которые понесли литовские перевозчики вследствие приостановки пересечения границы.
После того, как Литва закрыла границу, в ответ на эти действия Беларусь предприняла аналогичные шаги, ограничив перемещение литовского коммерческого транспорта исключительно через белорусско-литовские пункты пропуска. Представители белорусских властей заявляют, что это решение было вызвано необходимостью, реагируя на участившиеся случаи необоснованного закрытия пограничных переходов Литвой. Это привело к образованию огромной пробки почти из 5000 литовских грузовиков и прицепов на белорусской территории.
Государственный таможенный комитет Республики Беларусь подчеркнул нелогичность действий литовской стороны. С одной стороны, Литва обращается к Беларуси с просьбой оказать содействие в возвращении автотранспорта, а с другой – фактически препятствует этому, не предпринимая никаких действий для полноценного восстановления работы пограничных пунктов пропуска. По информации ГТК, за пять дней с момента приостановки пересечения границы, литовские погранслужбы пропустили на свою территорию лишь небольшую долю застрявших транспортных средств.
Пресс-секретарь Министерства иностранных дел Беларуси Руслан Варанков отметил, что вина за все неблагоприятные последствия, обусловленные приостановкой пересечения границы, целиком и полностью лежит на литовской стороне, принявшей это решение в одностороннем порядке. Он подчеркнул, что эти последствия охватывают широкий спектр проблем: начиная от трудностей с логистикой и задержек поставок и заканчивая финансовым ущербом, причиненным как белорусским, так и литовским компаниям, а также гражданам третьих стран, включая страны-члены Европейского союза.
В этой связи МИД Беларуси настоятельно рекомендовал литовским властям пересмотреть принятое решение и добиться восстановления полноценной работы пограничных пунктов пропуска для беспрепятственного перемещения граждан, транспортных средств и грузов. Варанков подчеркнул, что белорусская сторона, действуя в интересах своих граждан, всегда открыта для конструктивного диалога, направленного на разрешение существующих проблем в работе пунктов пропуска через государственную границу. Он выразил надежду, что Вильнюс примет взвешенное и обоснованное решение, которое будет учитывать интересы всех заинтересованных сторон и способствовать восстановлению нормального трансграничного сотрудничества.