100 RUB НБРБ 3.7627
+0.0212

USD НБРБ 2.8957
-0.013

EUR НБРБ 3.3814
-0.0061

10 CNY НБРБ 4.093
-0.0208

100 RUB НБРБ 3.7627
+0.0212

USD НБРБ 2.8957
-0.013

EUR НБРБ 3.3814
-0.0061

10 CNY НБРБ 4.093
-0.0208

Лучший курс на сегодня

USD
2.3
EUR
3.3
RUB
100
3.2

«Спокойной ночи, малыши!»: история о том, как Хрюшу чуть не уволили, а актеры сидели «под юбкой у Тёти Вали»

43
Life

Сегодня, 26 ноября, мы отмечаем не просто дату, а целую веху в истории российского телевидения. Именно в этот день, 62 года назад, в 1963 году, начался процесс создания легендарной программы «Спокойной ночи, малыши!». Несмотря на то, что первый эфир состоялся чуть позже, в сентябре 1964 года, эта подготовительная работа положила начало увлекательному путешествию, которое продлилось через десятилетия. За эти годы любимая передача превратилась в нечто большее, чем просто вечернее шоу – она стала символом детства, стабильности и домашнего уюта. Приглашаем вас заглянуть по ту сторону экрана и узнать о невероятных событиях и удивительных историях, которые происходили на съемочной площадке, оставаясь скрытыми от глаз телезрителей.

«Спокойной ночи, малыши!» Фото из открытых источников

А первые герои были рисованными!

Изначальные выпуски программы были довольно элементарными: на экране демонстрировались рисованные герои, сопровождаемые закадровым голосом. Однако довольно быстро программа начала активно эволюционировать. Вскоре в студии появились небольшие интермедии с куклами, созданными мастерами театра имени Образцова. Так в кадре возникли первые постоянные персонажи, такие как Буратино, зайчик Тепа, а также куклы Шустрик и Мямлик. В съемках участвовали и юные зрители в возрасте 4–6 лет. Известные артисты Малого театра, среди которых был Михаил Царёв, регулярно читали малышам стихи и рассказывали сказки.

Чуковский читал сказки

«Спокойной ночи, малыши!» первые куклы
Фото из открытых источников

Редактор Валерия Коновалова вспоминала о своеобразном «культе артистов»: Сергей Образцов, например, появлялся со своими забавными куклами-шариками на пальцах, устраивая целые драматические этюды на темы добра и зла. Известные писатели и поэты – Геннадий Цыферов, которого называли «русским Андерсеном», Генрих Сапгир, Софья Прокофьева, Ирина Токмакова, Овсей Дриз, Борис Заходер, Давид Самойлов, а также Александр Курляндский, Эдуард Успенский и Роман Сеф – посещали студию, чтобы поделиться своими новыми рассказами и поэзией. Даже сам Корней Чуковский записывал для передачи множество сказок и шуток, которые затем фрагментами включались в эфир. Интересно, что изначально изготовленные театральные куклы Образцова оказались слишком крупными и грубовато выглядящими для телевизионного формата и требовали переделки. Примечательно, что название «Спокойной ночи, малыши!» выбиралось долго, но, полюбившись публике, оно ни разу не подвергалось изменениям за все годы существования передачи.

Идея пришла из Германии

Идея создания вечерней детской программы зародилась у главного редактора редакции программ для детей и юношества Валентины Федотовой в 1963 году, после её поездки в ГДР. Там она увидела по местному телевидению мультфильм про Песочного человечка – сказочного героя, который помогал укладывать детей спать. Федотова дальновидно пришла к выводу, что подобная «государственная помощь» в усыплении и воспитании в «правильном советском духе» будет весьма востребована и в СССР. Через несколько лет определился ключевой принцип «Спокойной ночи, малыши!»: десять минут ежедневного, серьёзного и эмоционально насыщенного общения с ребёнком, за которым следовал мультфильм.

Кто был раньше – Филя или Хрюша?

«Спокойной ночи, малыши!» Степашка Филя Хрюша
Фото из открытых источников

Постепенно увеличивалось и число постоянных кукольных героев: в 1968 году появился пёс Филя, в 1970-м – заяц Степашка, в 1971-м – озорной поросёнок Хрюша, а в 1982-м – рассудительная ворона Каркуша. Некоторые персонажи, например, мальчик Ерошка, существовавший с 1969 по 1971 год, в программе не прижились. Всего за годы существования передачи в ней появлялось около 30 различных кукольных героев. Со временем персонажи обновляли свой внешний вид: Хрюша, например, сменил 5 нарядов, Степашка – 10, а Каркуша – 3. Вес каждой игрушки, кстати, составлял от 2 до 3 килограммов, и порой дети из разных уголков страны участвовали в разработке их обликов.

Голос из-под стола

«Спокойной ночи, малыши!» съемки студия
Фото из открытых источников

Работа над созданием экранной магии требовала от актеров, озвучивающих кукол, не только голосового мастерства, но и настоящих акробатических способностей. В те времена, когда ведущие сидели за столом в окружении своих игрушечных собеседников, актеры-кукловоды располагались прямо под столом, на полу или на низких, весьма неудобных скамейках. Известный голос Фили, Григорий Толчинский, шутливо обещал написать мемуары под названием «Двадцать лет под юбкой тети Вали», имея в виду знаменитую ведущую Валентину Леонтьеву. На самом деле, ношение юбок ведущими было запрещено, чтобы избежать неловких ситуаций из-за особенностей съёмки, но негласные сигналы – вроде поглаживания или легкого постукивания по ноге ведущего, одетого в брюки – служили важным средством коммуникации для начала или окончания беседы. Лишь много позже съемочную площадку подняли, и кукловоды смогли работать стоя.

Съемки в сугробе и жирные куклы

«Спокойной ночи, малыши!» перывые герои
Фото из открытых источников

Особенно сложно приходилось артистам во время выездных съемок. Наталья Голубенцева, чей голос на протяжении многих десятилетий принадлежал зайцу Степашке, вспоминала, как однажды зимой приходилось снимать в настоящем сугробе, когда для актеров вырывали специальные ямы. Мороз был жуткий. Были и съемки на воде, для которых использовались специальные дублирующие куклы, пропитанные жиром, а актеры сидели в озере по пояс в воде. Актрисе Гертруде Суфимовой, уже немолодой женщине, озвучивавшей Каркушу, как-то пришлось взбираться на тонкую ветку дерева, нависающую над озером, удерживая куклу одной рукой. Актерам приходится не только виртуозно управлять персонажем, но и говорить высоким детским голосом. Хотя тексты заранее подготавливаются, для лёгкости восприятия детьми, иногда артисты меняют формулировки прямо в ходе эфира. Монтажер Юлия Вольтина, работавшая над передачей в начале 2000-х, отмечала, что герои настолько становились частью жизни команды, что порой казались совершенно живыми.

Хрюша без головы

«Спокойной ночи, малыши!» дельфинарий
Фото из открытых источников

Не только условия работы, но и сами персонажи порой сталкивались с необычными ситуациями. Известны истории, когда некоторых героев едва не «уволили»: Хрюшу могли отстранить из-за его неморгающих глаз, а Степашку – из-за неудачной ассоциации с премьер-министром Сергеем Степашиным. А на выездных съемках случались и вовсе курьезные истории: в одном из выпусков, снятом в дельфинарии, дельфин, приняв Степашку за лакомство, утащил его под воду. Другая серия, снимавшаяся в зоопарке, обернулась для Хрюши небольшой трагедией: медведь решил отведать свинины и откусил игрушечному поросёнку голову.

Никакой политики!

Удивительно, но вопреки распространённым представлениям о тотальной идеологизации советского телевидения, руководство проявляло к «Спокойной ночи, малыши!» особую бережность и не требовало жесткого воспитания в духе марксизма-ленинизма. За первые шесть лет существования программы редакция получила всего одно замечание: в один из праздничных дней детям решили рассказать отрывок из произведения Аркадия Гайдара, что вызвало недовольство начальства, не желавшего «разводить политику» с «белыми» и «красными» для малышей. Так, советские дети продолжали погружаться в мир сказок, добра и справедливости.

Однако политика всё же иногда вторгалась в мирное течение передачи. После кончины Леонида Брежнева «Спокойной ночи, малыши!» один вечер не выходила в эфир, а затем несколько дней в студии вместе с ведущей присутствовал только пёсик Филя. В период правления Юрия Андропова и Константина Черненко начальство и вовсе неожиданно запретило всех кукольных персонажей. Особенно сильно пострадал поросенок Хрюша, которого с самого начала считали главным хулиганом среди образцово-положительных героев. Тем не менее, именно Хрюша был признан главной звездой, способной в одиночку удерживать внимание детской аудитории всей страны на протяжении десяти минут – такого не удавалось больше никому. Несмотря на его популярность, руководство периодически предъявляло ему самые абсурдные претензии.

Хрюшу чуть не уволили

«Спокойной ночи, малыши!» Хрюша Филя
Фото из открытых источников

В начале 1980-х новый руководитель детских программ заметил, что Хрюша, в отличие от других кукол, не моргает, что, по его мнению, формировало у детей неверное представление о зрении. Этот вопрос был поставлен ребром на коллегии Гостелерадио, где решения принимались радикально. В итоге было решено полностью заменить кукол живыми актёрами. Однако малыши не разделили беспокойства взрослых и засыпали редакцию письмами с требованиями вернуть любимых героев. Через два месяца начальство было вынуждено уступить, и куклы вернулись. Но на этом испытания не закончились. С началом Перестройки посыпались письма от мусульман с требованием убрать «свинью» из кадра. Редактору Людмиле Ермилиной пришлось детально изучить Коран и аргументированно возразить, что ислам запрещает есть свинину, но не смотреть на нее. Тем не менее, во избежание конфликтов, Хрюшу временно убрали, что стало огромной потерей для детей.

За спонсорами на Эльбрус

«Спокойной ночи, малыши!» Эльбрус
Фото из открытых источников

В 1991 году, когда программа переехала с Шаболовки в «Останкино», над ней нависла реальная угроза закрытия. «Спокушки», как и многие другие передачи того времени, не вписывались в новые рыночные условия, и государство не находило средств для продолжения производства. Тогда редакция пошла на беспрецедентный шаг: в апреле 1991 года вся команда отправилась в Пятигорск и с помощью местных альпинистов организовала уникальные съемки на вершине Эльбруса. Оттуда ведущие и куклы обратились к потенциальным спонсорам с просьбой найти деньги для спасения передачи. Не остались в стороне и зрители, засыпав «Останкино» письмами с жалобами, что их дети перестают засыпать без любимой программы. Высокие рейтинги программы, даже в непростые 90-е и 2000-е, когда закрывались многие известные шоу, всегда помогали ей оставаться в эфире. Также значительную роль в спасении передачи сыграла народная артистка Ангелина Вовк, которая, столкнувшись с угрозой закрытия в 90-е, лично обратилась к банкирам с просьбой выделить средства на новые декорации, ремонт студии и обновление кукол, чем помогла сохранить счастье миллионов детей перед сном. Роль зрителей в судьбе «Спокушек» всегда была огромна: дети и родители неоднократно спасали передачу то от полного закрытия, то от демонстрации рекламы алкоголя, то от отмены эфира в пользу сериала «Убойная сила».

Хрюша — дипломат

Возвращение Хрюши состоялось лишь в 1988 году, когда времена заметно изменились. Эстафету по созданию программы приняла команда, ранее запустившая флагманские проекты Перестройки – «Взгляд», «12-й этаж» и возрожденный КВН. Тогда же было принято решение о создании совместного советско-американского телепроекта под названием «Free to be a family» («Свободны быть семьёй»). Один из руководителей проекта, Андрей Меньшиков, вспоминал о сотрудничестве с американским продюсером Кристофером Серфом, который предложил участие знаменитого Джима Хенсона, создателя «Маппет-шоу» и кукол для «Улицы Сезам». Куклы «Маппет-шоу», такие как лягушонок Кермит и мисс Пигги, требовали советских визави. Естественно, с нашей стороны были представлены Хрюша, Степашка и другие персонажи. Помимо телемоста между детьми, был организован пародийный телемост и между куклами. Было придумано множество забавных сцен: например, когда Кермит приехал в Москву, была устроена грандиозная встреча с лимузинами «Чайка», из которых выходили Кермит с Мисс Пигги, а из другого – Хрюша в галстуке. Они «вели переговоры» на Красной площади, в общем, «развлекались, как могли». Эта замечательная история не только укрепила позиции Хрюши на отечественном телевидении, но и принесла проекту «Свободны быть семьёй» премию «Эмми» в том же 1988 году.

Куклы на пенсии

Многие актеры посвятили этой программе целые десятилетия своей жизни, что привело к низкой текучке кадров. Наталья Державина, подарившая свой голос Хрюше на целых 31 год, признавалась, что уже «становится похожа на Хрюшу» и даже на автомате начинает говорить его голосом при встрече с детьми. Наталья Голубенцева озвучивала Степашку с 1971 года, а Галина Марченко – Каркушу 15 лет, до этого работая с другими персонажами. Оксана Чабанюк озвучивает Хрюшу уже более семнадцати лет. Артисты регулярно выезжают со своими персонажами в детские дома и больницы, давая бесплатные представления. Их часто узнают взрослые, благодаря за счастливое детство и даря игрушки, из-за чего квартиры актеров буквально переполнены плюшевыми Хрюшами и Каркушами. С недавнего времени кукол стали менять каждые три года, и старых персонажей актеры забирают себе на память. Дмитрий Хаустов, который вёл программу семь лет (1996–2003), отмечал, что хорошо понимал психологию детей и гордился тем, что передача не только развлекала, но и обучала целые поколения. Он до сих пор бережно хранит куклы того периода, которым уже более 30 лет.

Дядя Володя и тетя Валя – как родные советским детям

«Спокойной ночи, малыши!» Дядя Володя
Фото из открытых источников

За долгие десятилетия существования программы «Спокойной ночи, малыши!» перед юными зрителями представали десятки обожаемых ведущих, каждый из которых привносил в передачу свою особую душевность и манеру. Первым лицом этого культового шоу стал заслуженный артист РСФСР Владимир Ухин, известный широкой публике как Дядя Володя. Его доброжелательная улыбка мгновенно пленила детские сердца, и он оставался неизменным ведущим вплоть до 1992 года.

Наряду с ним, народная артистка СССР Валентина Леонтьева, ласково именуемая Тетей Валей, сумела найти подход к каждому ребенку. Она вела программу практически с момента ее зарождения и до начала 90-х, превратившись в настоящую любимицу миллионов. Поговаривают, что в редакцию непрерывным потоком поступали письма от малышей, адресованные просто: «Телевизор. Тете Вале», с трогательными мольбами никогда не брать отпуск и передать привет Филе, Хрюше и Степашке.

«Легенды» передачи

Заслуженная артистка РФ Татьяна Судец вела «Спокойной ночи, малыши!» на протяжении четверти века, начиная с семидесятых годов. Выпуски с ее участием с нетерпением ждали все дети Советского Союза, после чего они мирно погружались в сон. Среди кукольных персонажей ей особенно нравился Хрюша, в котором она видела отражение всех мальчишек – такого же энергичного и непоседливого, но при этом доброго и любознательного.

Заслуженную артистку РФ Татьяну Веденееву как ведущую хорошо помнят те, кому сейчас около сорока лет. Она дарила своему поколению аудитории множество увлекательных историй и незабываемых впечатлений, становясь для них на пятнадцать минут эфира кем-то вроде второй мамы – красивой, благосклонной и крайне заботливой.

Народная артистка РФ Ангелина Вовк, работавшая диктором Центрального телевидения в 70-х, признавалась, что ей было трудно сохранять серьезное выражение лица на протяжении всего эфира и не улыбаться, однако именно такое настроение идеально подходило для детской программы. Ее путь в «Спокойной ночи, малыши!» начался непроизвольно, когда она временно подменила опоздавшего коллегу, что в итоге привело к двадцати годам работы в роли Тети Лины. Юные зрители с радостью ее приняли и с предвкушением ждали ее появления.

Заслуженного артиста России Юрия Григорьева, который в 80-90-е годы также был одним из ведущих, считали самым остроумным. Он часто шутил, был очень добр и находил время для встреч со своими маленькими почитателями.

Современные веяния

«Спокойной ночи, малыши!» Валуев
Фото из открытых источников

После «Тети Вали» и других легендарных лиц, с 1995 года программу вели Юрий Григорьев и укротитель кошек Юрий Куклачев, а затем в 1998 году дебютировал фокусник Амаяк Акопян, положивший начало новой традиции – приглашать на роль ведущих известных персон из самых разных сфер, никогда ранее не работавших с детской аудиторией. Так, в разные годы «Спокушки» вели актриса Анна Михалкова, майор полиции Оксана Федорова, певец Дмитрий Маликов, певица Валерия, солист группы «Иванушки International» Андрей Григорьев-Аполлонов и спортсмен Николай Валуев.

Начиная с 2014 года, в ответ на глобальные тренды, в эфире передачи дебютировал первый полностью трехмерный персонаж – амурский тигренок, получивший имя Мур. Замысел его появления возник после значимого события в мае того же года: президент Путин торжественно отпустил на волю в заказнике «Желудинский» трех амурских тигров, которых ранее нашли еще котятами в тайге и вырастили специалисты. К этому моменту телекомпания «Класс!», ответственная за создание шоу, уже полтора года тщетно подбирала нового героя. Амурский тигренок оказался идеальным выбором. Его личность оформилась моментально: он предстал как добродушный, но порой вспыльчивый ценитель природы и будущий защитник экологии. Муру была уготована внушительная телевизионная карьера как в «Спокушках», так и в многочисленных природоохранных проектах. Вскоре состав обожаемых зрителями героев также пополнил медвежонок Мишутка. В наши дни трансляция программы осуществляется на канале «Карусель».

Официальный долгожитель

«Спокойной ночи, малыши!» по праву заслуживает звания главного долгожителя среди телевизионных проектов в России, что подтверждено официальным включением в Книгу рекордов Гиннесса. Как отмечал бывший ведущий Дмитрий Маликов, на протяжении десятилетий эта передача успешно формирует у подрастающего поколения привязанность к традициям и здоровый консерватизм. Председатель совета директоров телекомпании «Класс!», Александр Митрошенков, подчеркивает, что программа дарит своим поклонникам «ощущение стабильности». Выдержав все исторические, политические и экономические перипетии страны, шоу неизменно следовало своим первоначальным принципам, трансформировавшись в мощный символ несгибаемости.

Истории, раскрывающие закулисье «Спокойной ночи, малыши!», – это живое свидетельство огромной преданности, высочайшего профессионализма и искренней любви к своему делу, которые царили по ту сторону экрана. От первых, скромных шагов до обретения статуса телевизионной легенды, путь этой программы был устлан творческими поисками, инновациями и невероятными усилиями. Физические трудности, съёмки в экстремальных условиях, многолетняя, почти семейная привязанность артистов к своим персонажам – все это лишь малая толика того, что происходило вне поля зрения телекамер. Благодаря самоотверженности актеров, режиссеров и сценаристов, миллионы детей каждый вечер отправлялись в сон с улыбкой, а взрослые до сих пор с теплотой вспоминают эти добрые минуты. Волшебство «Спокойной ночи, малыши!» не угасает и поныне, являя собой яркий пример того, как за простым детским сюжетом скрывается грандиозный труд и подлинная магия телевидения.

Наш канал в Telegram и Дзен Присоединяйтесь к нам! Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот.

Последние новости

Для обеспечения удобства пользователей сайта используются cookies.
Принять
Отказаться