Для детей дошкольного и младшего школьного возраста игра служит не просто развлечением, но и мощным двигателем развития. О том, как правильно выбрать игры и внедрить их в повседневную практику, рассказала коррекционный педагог, специалист по раннему развитию и запуску речи Алена Шевченко.
Фото носит иллюстративный характер
— Игра для ребенка — это ведущая деятельность, единственно возможный способ познания мира. Правильно подобранная игра — это наш самый точный и эффективный инструмент воздействия. Игра развивает ребенка комплексно и влияет на:
1. Когнитивное развитие и мышление — развиваются все виды мышления: от наглядно-действенного (переставил фишку — получил результат) до наглядно-образного (представил ход) и словесно-логического (выстроил стратегию).
2. Речевое развитие. Пассивный и активный словарь обогащается, формируется умение четко формулировать мысль, задавать вопросы, аргументировать, в совместных играх развивается диалогическая речь.
3. Социально-коммуникативное развитие. Умение ждать своей очереди, проигрывать и побеждать, договариваться, слышать другого, освоение социальных ролей — лидер, соперник, партнер.
4. Эмоционально-волевое развитие. Игра — это площадка для проживания разных эмоций: от досады при проигрыше до радости победы; формируется умение управлять своими импульсами, проявлять настойчивость, доводить начатое до конца.
5. Сенсомоторное развитие. Развитие мелкой моторики: захват мелких деталей, расстановка фигурок, тренировка зрительно-моторной координации, глазомера.

Возраст на коробке всегда служит ориентиром, но необходимо смотреть на зоны актуального и ближайшего развития ребенка. Учитываем интересы ребенка: если он обожает динозавров, игра с динозаврами будет мотивировать его осваивать даже сложные правила. Учитываем актуальные задачи развития: ребенку 3 лет нужны игры на сенсорику и речь, 5 лет — на счет и буквы, 6 лет — на логику и сложные социальные взаимодействия. Важно четко определять цель — что вы хотите развить? Если память — ищем «мемо», если речь — игры-сказки или «Данетки», если счет — игры с кубиком и фишками.
Всегда учитываем и анализируем компоненты игры: качество материалов, безопасность, прочность, приятные тактильные ощущения, понятность и вариативность правил — есть ли простой вариант для начала, можно ли усложнить? Длительность партии для 3—5 лет — 5—15 минут, для 5—7 — 15-30 минут. Важно учитывать правило «Один шаг вперед»: игра должна быть чуть сложнее, чем то, что ребенок уже умеет. Это зона его ближайшего развития, где необходима помощь взрослого.

Важен эмоциональный настрой — представьте игру как нечто волшебное «У меня для тебя есть кое-что интересное!». Дайте сначала просто рассмотреть компоненты, потрогать, поиграть с ними вне правил. Далее — простой показ, а не словесная инструкция, не читайте правила с листа. Лучше сказать: «Смотри, я бросаю кубик, видишь, выпало три точки? Значит, я передвигаю свою фишку на три шага вперед. Вот так. Теперь попробуй ты». Играйте вместе против «игры» или помогайте друг другу, комментируя ходы. В первый раз можно немного поддаться, чтобы дать ребенку почувствовать вкус победы и мотивацию играть еще. После игры обсудите: «Что было самым сложным? А как бы ты поступил в следующий раз?» И, конечно, важна регулярность — лучше 15 минут каждый день, чем 2 часа в выходные.
Дети 3—5 лет — фокус на сенсомоторику, речь, простые правила и причинно-следственные связи.
«День-Ночь» (Smart Games). В чем прелесть игры — это гениальная трехмерная головоломка. Есть два игровых режима, позволяющих развивать пространственное мышление, зрительно-моторную координацию, внимание, умение действовать по инструкции. Подходит для подготовки к школе.

«Катамино» (Djeco, Gigamic). Деревянные фигурки разной формы, которые нужно укладывать на поле. Ребенок знакомится с геометрическими фигурами, развивает логику, комбинаторные способности, умение решать пространственные задачи.

«Дженга» или любой ее аналог. Напряжение, азарт и работа руками, развитие точности движений, стратегии мышления (какой брусок вытащить?) и эмоционального контроля.

«Барабашка». В чем прелесть игры — она рассчитана и на скорость, и на внимание. Нужно быстро схватить нужный предмет, который изображен на открытой карте, или тот, которого на карте нет ни по цвету, ни по изображению. Здесь развиваем внимание, скорость реакции, умение быстро анализировать зрительную информацию и принимать решения.

«Доббль». Небольшие круглые карточки, где между любыми двумя всегда есть одна и только одна совпадающая картинка. Тренируем внимание, зрительное восприятие, скорость реакции. Не требует знания букв и цифр, но «прокачивает» мозг.

«Кверкл». Абстрактная стратегия, где нужно выстраивать ряды из фишек одного цвета. Развиваем стратегию и логическое мышление, умение планировать на несколько ходов вперед, просчитывать действия соперника.

«Эрудит». Игровое знакомство с буквами и составление слов. Здесь развиваем фонематический слух, обучаем грамоте в увлекательной форме, расширение словарного запаса.

«Имаджинариум» (детство). Игра на ассоциации с добрыми и понятными детскими картинками. Колоссальное развитие речи, воображения, эмоционального интеллекта, умения понимать других и доносить свои мысли.
