Процедура отзыва депутатов прописана в Избирательном кодексе Республики Беларусь. Выглядит она так: «Депутат Палаты представителей, депутат местного Совета депутатов, не оправдавший доверия избирателей, выразившегося в невыполнении предусмотренных законом депутатских обязанностей, нарушении Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь, совершении действий, дискредитирующих депутата, может быть отозван избирателями в порядке, установленном настоящим Кодексом.» ( И.К. РБ).Также в Кодексе подробно описан процесс отзыва, начиная от инициирования вопроса и заканчивая вопросом подведения итогов голосования.
Казалось бы, существует демократический процесс отзыва депутатов, но он очень громоздкий и длительный. Возможно, он готовился для того, чтобы не было вакханалии с отзывом, чтобы депутаты и Парламент работали в спокойной обстановке. Если отзыв осуществлялся бы в отношении одного, двух депутатов, то он был бы почти незаметен. Но когда предлагается осуществить отзыв большого количества депутатов, то это уже политический процесс в масштабах всей страны.
Есть более простой способ удовлетворить желание большой группы граждан- это роспуск всей Палаты представителей Национального собрания. Выборы нового состава могут пройти после 6 декабря 2020 года, согласно действующему законодательству. Конечно назрела ситуация и для внесения изменений в действующую Конституцию. Об этом уже высказывался и Президент А.Г. Лукашенко. Для этого необходимо провести республиканский Референдум, его можно совместить с выборами в новый Парламент. То есть референдум и выборы можно провести весной 2021 года. А до этого будет время качественно подготовить вопросы, выносимые на референдум.
К выборам в новый Парламент будет, время подготовится и старым и новым политическим силам. И по какому принципу формировать его тоже необходимо решить на референдуме. Естественно необходимо не чинить препятствий для регистрации новых партий, создание и формирование которых, должно проходить в рамках соответствующего закона. Уже назрела потребность общества и власти в создании провластной партии. Если власть имеет авторитет в стране, то она сможет выиграть парламентские выборы. Также понятно, что выборы в парламент необходимо проводить по пропорционально-мажоритальной (смешенной) системе. Требуются и изменения в составе Центральной избирательной комиссии. После избрания нового Парламента по изменённому принципу и с учётом формирования реальных партий наконец-то прекратятся разговоры о его легитимности и правомочности.
Кому сегодня в сложившейся политической обстановки в стране выгоден запуск процесса отзыва депутатов? Скорее всего, так называемому Координационному Совету. В стране будут происходить политические процессы, и они будут востребованы у какой-то части общества. Возрастёт их значимость перед режиссёрами сегодняшних событий в нашей стране.
В то же время инициирование бесперспективного отзыва подстегнёт действующих депутатов к более реальной и открытой работе со своими избирателями. Уже некоторые начали проводить встречи, как по инициативе избирателей, так и по собственной инициативе. Согласно Закону о статусе депутата скоро (не реже одного раза в год) они обязаны отчитываться перед своими избирателями. Вот тогда и можно будет провести анализ его работы и подвести итоги деятельности на высоком посту.
Анатолий Паломский