Парламент любой страны — это высший законодательный орган. В большинстве стран он состоит из двух палат. В простонародье их называют верхней и нижней. Нижнею палату в каждой стране называют по-разному. Сенатом называют верхнею. В нашей стране это Палата представителей и Совет Республики. В России – Дума и Совет Федерации. В США Палата представителей и Сенат.
Естественно, они отличаются не только по своим функциям и полномочиям, но и по способу формирования. Выборы в нижнею палату осуществляются путём прямого тайного голосования. Выборы в верхнею палату осуществляются непосредственно в территориальных образованиях. Также нижняя палата выдвигает, обсуждает и принимает законы, а верхняя только принимает или отклоняет.
Разделения парламента способствует избранию в Сенат равного представительства независимо от территории и численности населения. Также это разделение несёт в себе в какой-то степени и контроль верхней палатой за принятыми законами нижней. Нижняя палата более демократическая, чем консервативная верхняя. Не зря в древности членов Сената называли старейшинами. Иногда Сенат играет важную роль и в изменяющихся политических ситуациях в стране. Порой он выступает балансом между центром и регионами.
В Республике Беларусь сейчас начался процесс совершенствования Конституции страны. Много поступают предложений для внесения изменений и дополнений. В том числе предложения по изменению нашего высшего законодательного органа. А именно ликвидировать Совет Республики, то есть создать однопалатный парламент, Такого рода парламенты существуют в некоторых странах, наглядный пример в соседней стране Украине.
В чем преимущества такого законодательного органа. Во-первых, в эффективности и быстроте принятия законов. Во-вторых, в бюджете страны уменьшаются затраты на содержание Парламента. Среди недостатков можно назвать главный-это отсутствие противовеса некоторым действием нижней палаты. Особенно в эпоху обострения внутриполитической ситуации в стране или когда нижняя палата станет на путь радикализма. Также противовес необходим и в ситуации, когда в нижней палате доминирует одна политическая сила. Важно иметь в виду, что на принятие выгодных законов в одномандатном парламенте могут влиять определённые группы граждан страны с определёнными интересами.
Так какой парламент нужен сегодняшней Республики Беларусь? Двухпалатный или однопалатный? На ответ, на этот вопрос, скорее всего, повлияют предполагаемые дополнения и изменения в основной закон. Решение его, возможно, необходимо вынести на референдум. Но скорее всего в этом нет необходимости, так как предполагается наделение нашего парламента дополнительными полномочиями. А значит, необходим будет более тщательный контроль над его принимаемыми решениями.
Также есть вероятность изменений и в избирательный процесс, а именно введение пропорционально-мажоритарной (смешанной) системы выборов. Это повлечёт за собой увеличение партийного представительства в Палате представителей. А значит, появится возможность на определённом этапе развития страны какой-то партии совместно с частью одномандатников узурпировать принятие законов. Вот здесь и необходим противовес Совета Республики. В данный момент его члены не являются выразителями партийных интересов. И скорее всего в будущем партии там не будут представлены. Сенаторы нашего парламента не являются чиновниками. Также они более осведомлены в региональных вопросах, чем депутаты Палаты представителей.
Интересный факт произошёл недавно в Российской Федерации. Президент Путин В.В. внёс в Государственную Думу законопроект о его праве назначать сенаторов, в том числе семерых пожизненно. Конечно, эти сенаторы должны иметь выдающие заслуги перед страной. А в Республике Беларусь необходимо такое изменение и есть ли кандидатуры для этого? Если есть такая необходимость или может возникнуть в процессе дальнейшего совершенствования политической системы страны, тогда необходимо принимать решение до Референдума по Конституции.
Анатолий Паломский