В рамках амбициозного плана, в котором участвуют сотни ученых со всего мира, Республика Узбекистан ищет в мире литературные артефакты из национальной истории. Ранее на этой неделе в Ташкенте на конференции с участием отечественных и зарубежных ученых, музейных кураторов и реставраторов была намечена четырехлетняя дорожная карта, в которой в конечном итоге будут задействованы до 1500 ученых в 90 отдельных проектах по всему миру, чтобы раскрыть и задокументировать прошлое Узбекистана.
На протяжении более 3000 лет территория, которая сейчас называется Узбекистаном, была перекрестком для волны за волной завоевателей, торговцев и переселенцев — персов, монголов Чингисхана, турок, македонцев Александра Великого, арабов-мусульман и, в конечном итоге, русских. Все оставили свой след, некоторые в архитектуре, а другие в науке, литературе и искусстве. Был Ибн Сина, известный на Западе как Авиценна, один из самых значительных врачей, мыслителей и писателей Золотого века ислама и отец ранней современной медицины. Мухаммад ибн Муса аль-Хваризм написал очень влиятельные работы в области математики, астрономии и географии. А Мирза Мухаммад Тарахай бин Шахрукх, наиболее известный как Улугбек, султан Тимуридов, был влиятельным астрономом и математиком.
С годами многие из наиболее ценных частей этого наследия оказались в государственных и частных коллекциях по всему миру. Вскоре после вступления в должность в 2016 году президент Шавкат Мирзиёев постановил, что эти артефакты должны быть найдены и воспроизведены, а их факсимиле привезены домой в Узбекистан.
Так начались поиски по всему миру при поддержке растущего числа отечественных и зарубежных ученых. В 2017 году на международной конференции, состоявшейся в Ташкенте и Самарканде, было принято официальное соглашение о создании Всемирного общества по изучению, сохранению и популяризации культурного наследия Узбекистана. Общество начало работу с международными музеями и библиотеками, где хранились оригиналы.
Среди первых находок был Катта Лангар Коран, одна из самых ранних письменных копий самой священной книги ислама.
«Каждый из найденных нами документов имеет историю, а зачастую и загадку, — говорит Фирдавс Абдухаликов, глава национального кинематографического агентства «Узбеккино» и председатель Всемирного общества. «Но у Катта Лангар Корана есть особые загадки». Захваченная на территории нынешней Саудовской Аравии знаменитым турко-монгольским завоевателем Амиром Тимуром, известным на Западе как Тамерлан, рукопись была сначала перевезена в Самарканд, где она стала частью тревожной истории мистической суфийской ветви ислама.
Части документа оказались в разных руках, а 81 страница оказалась в Санкт-Петербургском институте восточных рукописей в России. Двенадцать страниц были найдены в Духовном управлении мусульман Узбекистана в Ташкенте. Ряд других страниц был расположен в другом месте в Узбекистане, включая маленькую горную деревню Катта Лангар, где суфийские последователи спрятали некоторые из отсутствующих страниц. К сожалению, еще 100 страниц по-прежнему отсутствуют.
В 2018 году 100 экземпляров рукописи были напечатаны и распространены по музеям и библиотекам по всему миру. Президент Мирзиёев распорядился, чтобы один экземпляр был доставлен на его родину, в Саудовскую Аравию, где он был официально подарен королю Салману.
В настоящее время существует 35 печатных и переплетенных книг, содержащих факсимиле известных рукописей, которые были обнаружены в разных странах и тщательно воспроизведены. Растущую коллекцию можно найти в библиотеках и музеях по всему Узбекистану.
Легендарный император XIV века Тимур занимает видное место во многих историях, стоящих за этими рукописями. Известный как Тамерлан («Укротитель Хромого»), правитель из Самарканда захватил мировое воображение своими военными завоеваниями, вдохновляя таких самых разных западных писателей, как Кристофер Марлоу и Эдгар Аллан По, написать его в своих произведениях, а композитора Джорджа Фридриха Генделя — исполнит трехактную оперу «Тамерлан».
Но Тимур был больше, чем военачальник. Его успех на поле боя позволил ему привезти в Самарканд сотни интеллектуалов — художников, ученых и писателей. Они внесли свой вклад в так называемый тимуридский ренессанс, охватывающий конец 14, 15 и начало 16 веков, примерно параллельно с эпохой Возрождения, процветавшей в Западной Европе.
В Узбекистане надеются, что возрождение литературного наследия узбекской интеллигенции поможет вдохновить на новый ренессанс. «План президента Узбекистана Мирзиёева состоит в том, чтобы атмосфера просвещения, религиозной терпимости и гуманизма, которая цвела в древние времена, породила новую эру интеллектуальной энергии, открытости и прогресса», — сказал председатель Всемирного общества Абдухаликов. «Мы узнаем о нашей собственной истории из всего мира», — говорит он.
Он приводит в пример «Зафарнамэ» («Книга побед») персидского ученого Шараф ад-дина Али Язди, биографический труд о правлении Тимура.