России и Беларуси в последние годы запад периодически вводил экономические санкции. Наши правительства к их проявлению меняли свои экономические постулаты и перестраивали работу значимых отраслей. В основном эти санкции помогли возродить или создать новые производства, даже автономные. Население порой и не замечали санкционные меры, так как основной посыл их действия виден был на изменении цен на товары. Рост их, как правило, был на уровне инфляции. Февральские и мартовские санкции и ограничения значительно повлияли на ценовую политику. Жителей наших стран сильно начал волновать рост цен на продукты питания и возможный дефицит товаров. В некоторых регионах население активно начало скупать продукты первой необходимости.
Так сложилось, что на рост товаров в значительной степени влияют не только санкции, но и курс национальной валюты страны к доллару. В основном курс доллара влияет на ценообразование импортных товаров, в том числе на сырьё и оборудование. Эта зависимость бизнеса и товаропроизводителей от доллара понятна, так как все расчеты ведутся в мировой валюте. Когда национальная валюта ослабевает, тогда повышается стоимость товаров, то есть происходит заметный скачок цен. Конечно, существуют различные способы как-то ограничить этот рост. В первую очередь необходимо уменьшать зависимость от импортных товаров с развитием собственных производств. Также принимать меры по ослаблению зависимости от доллара национальной валюты. В этой связи существуют мнение о вводе на просторах стран ЕАЭС общей валюты, российский рубль. И это неудивительно, ведь самым большим рынком является российским, и большая часть торговли идёт через Россию. В то же время российский рубль уже играет роль резервной валюты этого объединения.
Заслуживают внимания предложения президента Беларуси Александра Лукашенко, которые он внёс во время встречи с президентом России Владимиром Путиным 11 марта. В частности он предложил объединить рынки ЕАЭС. Для ограничения влияния санкций надо «собраться в Москве, сесть за стол переговоров и договориться: мы вам это продаем, вы нам — это. И выстраиваем нашу общую экономическую политику». Далее он заметил, что сейчас сделать совместные усилия важно, и они будут лучше, чем в Советском Союзе. Одним словом, необходима политическая воля руководителей стран.
Пока же государственные структуры обсуждают и принимают конкретные меры по предотвращению влияния введённых и в будущем вводимых санкций в отношении наших стран. В России имеется возможность договориться с правительством Беларуси о сопоставимости цен на продукты питания и другие товары, минуя валютные курсы. Для Беларуси важны приемлемые цены на энергоносители, уровень которых значительно влияет на себестоимость производимой продукции.
В России, помимо уже предпринятых мер по ослаблению и влияния санкций, вносятся различные новшества или забытые нормы. Так в Государственной Думе 10 марта рассматривали предложения по поддержке социально незащищенных слоёв населения. Депутаты внесли предложения об изменении в законодательство в части установления предельных отпускных цен на социально значимые товары и лекарства, а также ограничения максимальных размеров оптовых и розничных надбавок. Предложения по стимулированию предпринимательской активности позволит обеспечить рост реальных доходов граждан, а значит сбалансировать ценовые колебания. Прозвучало предложение о внесении поправок в законодательство по недопущению необоснованного роста цен, простыми словами не допускать спекуляцию. Председатель парламента внёс предложение о проработке вопроса госрегулирования на товары первой необходимости. В стенах Госдумы отметили важность того, что уже происходит снижение оптовых цен на топливном рынке, что приведёт и к снижению розничных цен на топливо.
В Беларуси используют не только проверенные инструменты антимонопольного и ценового регулирования, но и принимают дополнительные меры. Существуют планы по импортозамещению, а для производителей, торговых сетей и органов госуправления разработаны отраслевые программы по снижению затрат. Антимонопольное ведомство МАРТ продолжит точечно реагировать для сдерживания инфляции не только административными мерами. Так уже введён особый порядок установления цен на подсолнечное масло, детское питание и муку пшеничную. В перечень детского питания входят — каши для детского и диетического питания, сухие молочные смеси для детского и диетического питания, консервы фруктовые для детского и диетического питания, консервы мясные для детского и диетического питания. Сейчас юридические лица и индивидуальные предприниматели, торгующие оптом и в розницу, могут увеличить цена на эти товары на столько, на сколько их поднял импортер. При этом максимальные надбавки импортера, а также максимальные оптовые и торговые надбавки ограничены в пределах 15−30%. Цены формируются в иностранной валюте и пересчитываются по официальному курсу Нацбанка на дату их установления. Государство по-прежнему будет регулировать цены на социально значимые товары, в их перечень входят 29 позиций. Обосновывают чиновники такие меры тем, что если установить цены на искусственно низком уровне, спрос увеличивается, а предложение уменьшается. Как следствие будет наблюдаться дефицит товара, который породит черный рынок сбыта.
В Беларуси повышение цен на товары воспринимают как свершившееся явление, и население отрицательно воспринимает одностороннее воздействие государственных органов. Наша страна с Россией выстраивает общее экономическое пространство и общий рынок. В русле этой интеграции стоит обратить внимание и нашему парламенту на действия российского законодательного органа в плане принятия законов по сбалансированности текущих процессов формирования цен и мер по недопущению обнищания народа. Наши же депутаты после уже свершившегося роста цен проходят торговые точки и аптеки и публично фиксируют якобы своё участие в защите социального уровня населения. Этот их проход остаётся только в архивах телевидения и печати. Необходимы чёткие предложения для принятия в оперативном порядке соответствующих законов для исполнения правительством. В противном случае мы наблюдаем ручное управление этими негативными процессами со стороны государственного ведомства. Особого эффекта не наблюдается. Посмотрим, как МАРТ сработает в марте.