Сегодня нам и нашим читателям на вопросы, связанные с высшим образованием ответит один из руководителей этой системы Дьяченко О.В.
Олег Викторович, помимо того, что Вы являетесь ректором государственного учреждения образования «Академия последипломного образования», Вы же ещё и сенатор нашего Парламента. В этой связи хотелось бы услышать от Вас комплексные ответы на наши вопросы.
Для многих граждан нашей страны не понятно, что такое Академия последипломного образования, Это учреждение, в котором получают новое образование или повышают свой профессиональный уровень уже специалисты с высшим образованием?
Академия – это учреждение дополнительного образования взрослых, которое на республиканском уровне работает по трем главным направлениям. Во-первых, мы реализуем образовательные программы повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования. Иными словами, повышаем квалификацию руководителей учреждений дошкольного и общего среднего образования, их заместителей, а также методистов и преподавателей региональных институтов развития образования, психологов, педагогов социальных, педагогов-психологов, педагогов-организаторов, учителей-дефектологов и др.
Ряд программ реализуем в сетевой форме с институтами развития образования в областях. Очень востребована такая тематика: «Социальная, воспитательная и идеологическая работа с использованием ресурсов современной информационно-коммуникационной среды», «Инновационная деятельность в учреждениях общего среднего и специального образования: содержание, критерии оценки», «Инклюзивная образовательная среда: учёт особых образовательных потребностей различных категорий обучающихся», «Дистанционные образовательные технологии в обучении и воспитании», «Психолого-педагогическая поддержка одаренных детей», «Специфика сопровождения детей дошкольного возраста с аутистическими нарушениями в образовательном процессе». В целом Академия ежегодно повышает квалификацию в среднем 7 тысяч человек.
Для желающих получить «новое образование» предлагаем программы переподготовки, в том числе в дистанционной форме. Например, в скором времени для лиц, не имеющих педагогического образования, впервые в нашей стране стартует переподготовка по специальности «Педагогическая деятельность». Главным образом эта программа востребована руководителями по военно-патриотическому воспитанию.
Во-вторых, Академия занимается координацией и научно-методическим обеспечением деятельности учреждений образования по духовно-нравственному, патриотическому и военно-патриотическому воспитанию учащихся, социально-педагогической работы и охраны детства, по реализации программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, программы сотрудничества Министерства образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церкви и др. Согласитесь, проблематика актуальная и направлена на стратегическое обеспечение национальных интересов Беларуси.
Третье направление нашей работы – организационно-методическое сопровождение республиканских конкурсов профессионального мастерства педагогических работников «Учитель года Республики Беларусь», «Современные технологии в специальном образовании», конкурса исследовательских работ детей дошкольного возраста «Я – исследователь», республиканского фестиваля «Педагогический дебют», Рождественского фестиваля педагогических работников, международных и республиканских научно-практических конференций. Конкурсы позволяют энергичным и талантливым педагогам продемонстрировать уровень профессионального мастерства, и в дальнейшем использовать социальный лифт для успешного карьерного роста.
Еще осуществляем экспертно-аналитическую деятельность, готовим в аспирантуре кадры высшей научной квалификации по педагогическим наукам, проводим социологические исследования, различные тематические семинары, лектории, обучающие курсы, иные образовательные и методические мероприятия, в которых ежегодно участвуют до 13 тыс человек.
Мной обозначены только основные направления деятельности Академии. Реально их больше.
Сейчас много полемики в СМИ насчёт совершенствования системы образования в школе, в вузе. У Вас большой опыт работы в различных учреждениях образования. Надо ли, что-то менять кардинально или всё соответствует текущему быстроменяющемуся времени?
Вы сами обратили внимание на «быстроменяющееся время». Образование как одна из важнейших подсистем социума функционирует по диалектическому принципу – «вызов-ответ». На каждом историческом отрезке времени мы сталкиваемся с очередным «вызовом», брошенным нам самой жизнью и на который необходимо дать четкий и недвусмысленный «ответ». Изменяются не только климатические условия, природная среда, производственные и общественные отношения. Эволюция человечества продолжается. Происходит изменение человека, его внутреннего мира, духовно-нравственных ориентиров, парадигм профессиональной деятельности. Следовательно, национальная система образования должна своевременно и адекватно реагировать на процессы цивилизационной трансформации. Иного пути нет. В противном случае наше подрастающее поколение будет выбирать для профессиональной социализации образовательные и научные центры в ближнем или дальнем зарубежье, что в корне противоречит национальным и государственным интересам.
Поэтому, белорусское государство все делает для того, чтобы отечественная система образования было высококачественным, конкурентноспособным и привлекательным, в том числе и для иностранных граждан. Исходя из этого, с одной стороны мы сохраняем классические, традиционные подходы к образованию и воспитанию детей и молодежи, а с другой – совершенствуем систему, обобщая и внедряя в практику передовой педагогический опыт, современные педагогические и информационно-коммуникационные технологии.
25 января 2023 г. на базе Академии управления при Президенте Республики Беларусь под руководством Председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Натальи Кочановой прошел выездной семинар «Республика Беларусь: от истоков до современности (исторический путь государственного строительства)». Естественно Вы знакомы с материалами этого форума.
Как Вы считаете, необходимо ли в учебных учреждениях провести уроки по этой тематике, и на чём заострить внимание студентов?
Тема выездного семинара еще раз свидетельствует о значимости вопросов становления и развития белорусской государственности не только для парламентариев, ученых и политиков. Фактически вся республика он-лайн внимательно следила за работой семинара, была глубоко погружена в рассматриваемую проблематику, а принятая резолюция стала серьезным программным документом для дальнейшей идеологической работы с населением, четко расставила акценты и приоритеты в освещении исторических событий.
Важно осознание того, что история белорусской государственности – это без малого 12 веков европейской истории. И это тот исторический минимум, который подтвержден, не только документально, но и дошедшими до нашего времени фрагментами материальной культуры, о чем наглядно свидетельствуют данные археологических исследований. Первые летописные упоминания Полоцка, Смоленска и Турова отнюдь не означают основания в IX-X веках этих древнеславянских городов. Они намного древнее. Поэтому мы, белорусы, являемся потомками кривичей, радимичей и дреговичей гордимся историческим прошлым, которое предопределяет и историческое будущее нашего народа.
В настоящее время изложение белорусской истории осуществляется с принципиально нового, «белорусоцентричного подхода», с позиций интересов белорусского народа и белорусской государственности. Для учреждений высшего образования подготовлено учебное пособие «Гісторыя беларускай дзяржаўнасці». Главное сегодня – донести историческую правду до сознания каждого учащегося и студента.
Вы представляете два региона Могилёвщины в Высшем законодательном органе страны. Как всё-таки выглядит работа сенатора с избирателями?
Два района Могилевской области – Могилевский и Чаусский. Кроме работы с законопроектами в профильной комиссии Совета Республики огромная работа проводится с обращениями граждан по вопросам, которые являются проблемными на местах и требуют своевременного решения. Практикуем выездные приемы граждан, прямые телефонные линии, встречи в коллективах и с населением по месту жительства, проводим диалоговые площадки и единые дни информирования, участвуем в информационно-разъяснительной работе, плотно работаем со средствами массовой информации. Наша задача – защита интересов простых людей, тружеников. Каждого избирателя нужно услышать, вникнуть в содержание волнующей его проблемы и затем, строго руководствуясь законодательством, решить злободневный вопрос. Если не получается, то объяснить причины, по которым этот вопрос невозможно сейчас решить.
Ваши пожелания нашим читателям!
В Год мира и созидания искренне желаю всем вашим читателям веры, надежды и любви!