Наш портал 024.by продолжает погружаться в японскую культуру и традиции с объединением «Хагакурэ». Постигнув путь чая маття, мы решили углубиться в процесс аранжировки цветов, по-другому говоря, икебана.
Искусство аранжировки цветов и веток в вазе как вид прикладного японского искусства берет истоки в середине VI века. Это напрямую связано с ритуальным подношением цветов божествам буддийского пантеона. Это целый своеобразный мир, который развивается по своим законам, и говорит на своём художественном языке.
Анатолий Ерышев является непосредственным преподавателем в объединении «Хагакурэ». Прожив 7 с половиной лет в Японии, Анатолий прошел стажировку в университете Кокугакуин и получил ученую степень магистра истории Японии. Однако стать сертифицированным мастером по икебане не успел, но знает наверняка, в чем особенность японской цветочной композиции и как ее правильно создать.
— Японская школа икебана — «Sogetsu» распространилась уже по всему миру — имеет так называемые корпорации. Я занимаюсь аранжировкой цветов с 1995 года. Сотрудничаем с Посольством Японии в Беларуси. Они периодически приглашают нас на мероприятия, чаще всего — это празднование дня рождения японского императора. Нужно оформлять банкетный зал, делать соответствующие японские композиции. Икебана в таких случаях используется как объект оздоровления. Ставится большая золотая ширма и перед ней цветочная благопожелательная композиция. Также периодически приглашают оформлять резиденцию посла Японии перед ужинами, там уже более маленькие композиции. Ну а в «Хагакурэ» занятия стабильно проходят по средам, в группе, как правило, около 5 человек. У нас есть специальные учебники «Sogetsu» — начальный базовый курс предполагает под собой 4 книги. Можно пройти и изучить примерно за 2 года при случае, если регулярно приходить на занятия раз в неделю.
Особой отличительной чертой японского творчества стала глубокая самобытность. Такое новое творческое направление вызвало величайшее множество откликов во всей Японии, и сейчас у школы «Согэцу» насчитывается более миллиона последователей.
— В основе каждой цветочной композиции обязательно должны быть три элемента, символизирующие небо, землю и человека. Составляющие элементы — сосуд (ваза) и растительный материал (цветы, ветки, травы). Икебана имеет определенную символику, соотношения со временем, сезоном года и событиями. В соответствии с ними подбираются и вспомогательные элементы. Ведущими принципами икебана являются простота, асимметрия и кажущаяся незавершённость при глубокой философской обоснованности сюжета и проработке деталей композиции. Сначала мы изучаем конструкцию, затем уже переходим непосредственно к самой композиции. На каждом занятии у нас есть определенная тема композиции. Вот например, темы «Кривая линия», «Масса», «Используем листья», «Показываем основание композиции». Очень интересные работы получаются, когда цветы соединяют с каким-то урбанистическим современным материалом. В принципе все, что отправляется во вторсырье, можно использовать при изготовлении икебаны. Нужно взглянуть другими глазами на то, что уходит на переработку, и найти в этом что-то эстетически красивое для композиции. Тему эко-культуры многие флористы и икебанисты сейчас активно разрабатывают.
После очередного занятия участники объединения уходят не только с воодушевленным настроением, но и с японской композицией в руках. Многие оставляют свои авторские изделия в «Хагакурэ». Как правило, икебана может стоять около 3-4 дней, больше от нее и не требуется.
Насладившись уникальными, авангардными флористическими композициями, в очередной раз пообещали объединению «Хагакурэ» вернуться. В следующий раз изучать и открывать для себя новое направление в японской культуре.
© Авторские права принадлежат ООО «24 Медиа»