Всё-таки, когда против России фронтом по разным причинам и на разных рубежах противостоит достаточное количество стран, чиновники и депутаты продолжают жить прежней комфортной жизнью. Это относится, в том числе и к их отдыху даже в недружественных странах. У многих за пределами Родины имеется недвижимость, счета, а внутри страны они пользуются служебными атрибутами, произведёнными в тех же странах.
То ли по тихому распоряжению из Кремля, то ли на самом деле в целях опережения против раздражительности народа, но в Госдуму всё чаще и чаще начали вносить законопроекты, которые будут одобрены населением России. Так недавно в парламент внесли проект закона о выезде за границу российских депутатов, сенаторов и глав муниципальных образований, имеющих доступ к секретной информации. По сути, все лица, относящиеся к этим категориям, обладают той или иной государственной тайной. Внесённые поправки в действующие законы, со слов главы комитета по безопасности Василия Пискарева, могут обеспечить государственную безопасность и защитить россиян он посягательств зарубежных спецслужб. В дальнейшем, при желании выехать за рубеж граждане этих категорий должны согласовать с ФСБ и СВР.
Всё же какую-то лазейку инициаторы поправок в законы «О государственной тайне» и «О порядке выезда из России», как всегда, предусматривают. В них оговорено то, что к гостайне могут не допускаться те, у кого у его близких родственников есть счета и вклады в зарубежных банках, а также недвижимость в других государствах. Почти у многих депутатов и чиновников эти условия имеются в наличие. Вообще, зачем нужны стране такие ответственные лица, пусть покидают свои должностные места?
Ещё в начале февраля Василий Пискарёв одобрил инициативу основателя частной военной компании «Вагнер» Евгения Пригожина об ограничении выезда российских депутатов и чиновников за рубеж на время специальной военной операции. Тогда он всё же заметил, что в Госдуме существует в регламенте требование об обязательном уведомлении по поводу выезда за пределы России. Естественно, это требование не жёсткое и оно носит уведомительный характер. Об этом свидетельствует наличие десятка депутатов, сбежавших за границу, к которым могли быть применены меры уголовного характера. Ограничат ли в дальнейшем спецструктуры таких «туристов»?
Опять же, вроде бы и высокопоставленным чиновникам из правительства имеется запрет на выезд за пределы страны. Такое распоряжение было сделано премьер-министром Михаилом Мишустиным. Министрам, их заместителям, руководителям аппарата и начальникам департаментов выезжать за границу разрешается только при необходимости по работе и с разрешения премьера. В отношении сотрудников Кремля действуют более лояльные правила, то есть для отдыха им разрешено выезжать в «нейтральные» России страны.
Имеются ограничения и для высокопоставленных топ-менеджеров госкомпаний, а также для ряда бизнесменов. Очень показательны слова пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова. В частности он заметил: «В ряде случаев действуют общие правила, в других — принимаются решения по каждому конкретному служащему». То есть, лазейки имеются, об этом свидетельствуют отъезды Анатолия Чубайса и Алексея Кудрина. А они много, даже очень много знают государственных тайн. Правда имеется уже и своеобразное ограничение, то есть у представителей госаппарата изымают загранпаспорта. Но разве этот маневр остановить людей имеющих второе, а то и третье гражданство.
В сложившийся санкционный период для России актуально предложение депутата Госдумы Султана Хамзаева. Он предложил чиновникам пересесть с западных автомобилей на отечественные. Чётко и красиво он охарактеризовал свой призыв, а именно «Что производим — на том и ездим». По мнению политика, подобные действия способствуют развитию российского автопрома, секрет заключается в простой и действенной причине. По его мнению, как только у чиновника сломается служебное авто, да ещё он опоздает на совещание, тогда они «быстро найдут решения». Правда, в России уже наблюдалась такая тенденция, которая не прижилась. 1 апреля 1997 года, вступило в силу распоряжение президента Бориса Ельцина о запрете закупки иномарок для правительственных чиновников.
Всё же с тех пор минуло достаточно времени и в России выпускали совместно с западными компаниями нормальные автомобили. Сейчас же на оставленном оборудовании пытаются наладить выпуск отечественных моделей. Так на днях начали выпуск Lada X-Cross 5 на бывшем заводе Nissan в Санкт-Петербурге. Даже эту модель представили на Петербургском экономическом форуме. По какой-то причине, а вероятно, по русской, у главы Сбербанка Германа Грефа модель для чиновников Lada Aura не завелась. Хороший знак и в значимом месте!
В Беларуси по этим двум предложениям российских депутатов уже приняты меры. В мае приняли изменения в соответствующий закон о порядоке выезда и въезда некоторых категорий граждан страны. Согласно документу, комитет госбезопасности имеет право запретить покидать страну тем, чей выезд может «противоречить интересам белорусской национальной безопасности». Также не могут покинуть пределы страны и лица «в отношении, которых ведется административный процесс за совершение административных правонарушений против порядка управления». Относительно, чиновников высших разрядов, то они смогут выехать из Беларуси за границу только после того, как это будет согласовано с президентом Александром Лукашенко. Правительство определяет, кому можно выехать за границу из лиц обладающих государственной тайной.
Военнослужащие, сотрудники, работники и лица гражданского персонала воинских формирований и военизированных организаций Беларуси в «целях обеспечения интересов национальной безопасности до прекращения обстоятельств, препятствующих их выезду», не смогут выезжать в определённые страны. По месту работы они должны сдать биометрические паспорта, необходимые для выезда за границу.
В отношении автомобилей для чиновников. Все они, кроме премьер-министра, его заместителей, и высших должностных лиц должны передвигаться на отечественных автомобилях. К ним относятся машины выпускаемые заводом «БелДжи». Остальным госслужащим, от управляющих районного уровня до министров, президент Беларуси запретил покупать в качестве служебных автомобилей иномарки.