В 10 лет у Ярослава внезапно начались панические атаки. Стоило ему остаться одному, без родителей, как мальчика охватывал страх, била дрожь, становилось тяжело дышать. Мама сразу же обратилась к детскому психологу ― от него она узнала о серийном рисовании, одном из методов арт-терапии. С этого момента жизнь семьи начала меняться ― к лучшему.
– Выделить наиболее частые ситуации, в которых родители обращаются за помощью, сложно – настолько разнообразен спектр. Объединяет все случаи одно – это разного рода кризисы, – рассказывает Алеся Злоцкая, психолог Республиканского центра психологической помощи Института психологии БГПУ имени Максима Танка. – Ребенок тяжело переживает развод родителей, а у взрослых нет ресурса ему все объяснить. Ребенок в горевании после потери родного человека, а взявший на себя опеку родственник не готов с ним об этом говорить. Ребенок, пострадавший от сексуального насилия или ставший свидетелем такого насилия. Ситуации переезда, смены школы, буллинга, когда слишком много изменений, и психика испытывает чрезмерную нагрузку.
Задача специалиста на занятиях серийным рисованием ― создать для ребенка безопасные условия, пространство для выражения и переработки тех переживаний, с которыми психика не справилась.
В первый визит в Республиканский центр психологической помощи, в первую из 12 встреч, ребенок сам выбирает себе психолога ― ему должно быть комфортно с этим человеком. Специалист подробно рассказывает о том, что будет дальше: что это за место, в какой день будут проходить встречи, во время которых можно рисовать что захочешь, без ограничений, а психолог просто будет рядом. Тут же выдается личный набор для рисования ― кисточки, краски, который до окончания цикла встреч хранится в специальном шкафу вместе с рисунками. Ни у кого из посторонних нет к ним доступа ― психолог сразу предупреждает об этом, чтобы снять у ребенка тревогу.
– Метод работает благодаря тому, что психолог создает определенные условия: повторяющееся место, повторяющийся день встречи, ограничение по времени встречи ― как правило, 35-45 минут, – поясняет Алеся Злоцкая. – Все это позволяет сформировать такую канву, внутри которой ребенок чувствует себя комфортно, в безопасности. Он расслабляется и пробует выражать на бумаге то, что было подавлено, не переработано.
А дальше начинается еще одна важная часть работы, которая остается за кадром, ― амплификация рисунков (прим.: техника работы с психологически значимым материалом методом расширения поля его пониманий и значений). Специалисты центра анализируют их, интерпретируют, пытаясь определить, что же происходит с ребенком. Свои гипотезы они соотносят с результатами диагностики, тестов, проведенных на предварительном этапе с ним и родителем. А затем приглашают маму или папу, чтобы поделиться выводами и рекомендациями.
– Это многослойная работа, построенная на взаимосотрудничестве, – говорит Алеся Злоцкая. – Ребенок размещает свои переживания в безопасном пространстве, в рамках листа бумаги. Здесь очень важна поддержка значимых взрослых: когда им понятно, что с ним происходит, они могут его поддержать. А психолог дает рекомендации, как именно это сделать.
На последнем занятии в центре устраивают выставку-вернисаж, куда приглашается семья при условии, что ребенок поддерживает такую идею. После все рисунки и остатки набора для рисования психолог отдает автору ― это становится своеобразным актом прощания, подведения итогов и завершения совместной работы.
– По совету психолога мы купили точно такой же набор красок, кисточки, какими сын рисовал на занятиях, – говорит Алина, мама Ярослава. – Я старалась воссоздать дома похожую атмосферу. Потому что увидела прогресс с первых же сессий: панические атаки начали уходить очень быстро.
Алина вспоминает, что первой реакцией на предложение попробовать метод серийного рисования стали сомнение и недоверие: было непонятно, как такой способ терапии может повлиять на сына. Но уже первое занятие показало, что это то, что ему нужно. Именно такой вариант общения с психологом для Ярослава ― лучший. На протяжении всего цикла занятий психолог рассказывала маме о динамике, сравнивая первые и последующие рисунки Ярослава.
С момента завершения терапии прошло около года ― панических атак больше не было.
– Помня себя, я понимаю родителей, которым сложно решиться на визит к детскому психологу. Это непростой шаг, но однозначно стоит попробовать найти специалиста, с которым вашему ребенку будет комфортно. Нужно довериться и наблюдать за изменениями. Не всегда результат будет сразу, но он будет. Часто поддержка требуется и маме, ведь нужно быть опорой, а сил не всегда хватает. Не понимаешь, что происходит, что делать, как поддержать ребенка. Поэтому я тоже ходила на поддерживающие сессии к психологу. Вместе мы справились, и теперь сын знает, что обращаться к психологу можно и нужно. Особенно когда о чем-то сложно заговорить с мамой и папой, – подытоживает свой опыт Алина.
Алеся Злоцкая:
– Важно быть внимательным, замечать изменения. Они могут быть как в эмоциональной сфере, так и в поведенческой. Например, был спокойным ― стал агрессивным. Был шумным ― вдруг стал тихим. Появились страхи, несвойственные возрасту. Дети очень склонны к психосоматизации боли, которая потом не подтверждается органическими нарушениями: головная боль, боль в животе, головокружение. Могут появиться кошмары, чрезмерная сонливость или, наоборот, ребенок не может уснуть. Сложности с едой: повышенный, пониженный аппетит. Каждый родитель знает своего ребенка и заметит любые изменения. Они могут быть связаны с каким-либо драматическим событием. В этой ситуации стоит обратиться к специалисту за диагностикой.
Как ни странно, в Республиканский центр психологической помощи Института психологии БГПУ имени Максима Танка часто обращаются сами дети ― телефон центра указан на последней странице школьного дневника. И если во время разговора психолог слышит что-то, что вызывает тревогу, он инициирует дальнейшее общение.
Если ребенку есть 14 лет, он проживает в Минске, его приглашают в центр. Если звонящий младше, специалисты центра просят рассказать об этом разговоре родителям, чтобы они записали его на консультацию. Для тех, у кого нет возможности приехать в Минск, работает платформа talk2ok.by, где специалисты консультируют онлайн. Помощь оказывается бесплатно.
Занятия серийным рисованием бесплатно проводятся в центре с 2021 года. ЮНИСЕФ поддерживает обучение специалистов этой технике работы с детьми и подростками. Участвовать во встречах с психологом могут мальчики и девочки с 4 лет. Верхней возрастной планки для этого метода арт-терапии нет, но на базе центра набираются только детские группы. Чтобы записаться в группу или на индивидуальные занятия, нужно позвонить по номеру центра +375 17 300 1006. И вам помогут.