Каждый из нас хоть раз в жизни сталкивался с проблемой незнания законов. Мы не учим право в школе и не все изучают его даже в университете. Хотя вся наша жизнь неразрывно связана с законодательством. Поэтому мы задали актуальные для многих людей вопросы юристу Анне Ванцевой.
Первая наша тема касается подарков. В нашу жизнь уже давно вошли сертификаты. Трудно представить место, где их сейчас нет. Хоть в продуктовый магазин, хоть на маникюр. И люди часто пользуются такой услугой, ведь это действительно удобно. Человек сам выбирает себе подарок, который уже оплачен. Но, зачастую, с сертификатами возникает две основные проблемы. Первая, это их срок годности. После истечения которого, воспользоваться услугой уже нельзя. Насколько это правомерно? И второе, предположим, я не хочу использовать сертификат и прошу у компании возврат средств, но мне отказывают. Кто прав?
– Правоотношения, связанные с вопросами отоваривания подарочных сертификатов, регулируются рядом нормативных правовых актов. Так согласно положению № 935 подарочный сертификат может быть как бессрочным, так и иметь определенный срок действия. А продавец вправе отказать потребителю в передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг). При этом денежные средства возврату не подлежат. Отмечу, что это общая норма, из которой сам продавец может установить определенные изъятия, благоприятные для своего потребителя. В частности, в своем локальном правовом акте он может установить случаи и порядок продления подарочного сертификата. Здесь у вас может возникнуть вопрос: «А как же потребитель узнает, что у данного конкретного магазина есть энные Правила, которые предусматривают «вторую жизнь» для просроченного подарочного сертификата?» Ответ на это дается в п. 3 Положения № 935. Вы в праве поинтересоваться у продавца, где же у него размещены внутренние Правила, регулирующие обращение подарочных сертификатов в данном магазине. Таким образом можно выяснить, продлеваются ли в этой торговой точке подарочные сертификаты — объясняет юрист.
– Что же касается возврата средств по подарочному сертификату, то это вопрос лично для меня – неоднозначный. По общему правилу обмен подарочного сертификата на денежные средства законодательством не предусмотрен. Однако в этом плане продавец также может пойти навстречу потребителю и закрепить данную норму в своих внутренних Правилах. Однако напомню, что это его право, но никак не обязанность.
Группа вопросов касается и общественных мест. А точнее – магазинов и торговых центров. Посещая их, многие видят пресловутую наклейку «фото- и видеосъемка запрещена». Подскажите, имеют ли право магазины или торговые центры вешать такие наклейки и обязаны ли посетители соблюдать это правило?
– Полагаю, что объявление, запрещающее фото- и видеосъемку в торговом центре, является одним из правил, которые установил у себя владелец этого заведения на правах собственника. Мы ранее говорили о том, что в процессе ведения экономической деятельности продавцы могут принимать локальные правовые акты, устанавливающие порядок взаимоотношений по конкретному вопросу (как, например, в случае с подарочным сертификатом). Правила поведения в торговом центре – это тоже отдельная сфера взаимоотношений магазина со своими покупателями. И здесь могут быть определенные ограничения. Запреты на проведение видео- и фотосъемки, должно быть, закреплены в локальном правовом акте конкретного торгового объекта, а уже оттуда – транслированы в торговый зал в виде объявления. Если это происходит именно так, то выглядит вполне себе законно. И если порассуждать, то запрет фото- и видеосъемки может иметь под собой вполне разумные основания. Мы же не знаем, с какими целями посетитель магазина делает там снимки, кому он их передает. А вдруг этот фотограф является представителем прямого конкурента данного торгового объекта и фиксирует для себя ценную информацию? Мыслей может возникнуть более чем достаточно.
Еще одна знаменитая надпись как в магазинах, так и в торговых центрах – «магазин не несет ответственность за вещи, оставленные в камере хранения». Но как же так? По логике, эти самые камеры относятся к помещению, в котором стоят и ответственность за них, как раз на магазинах. А что говорит закон?
– Когда вы сдали свои вещи в камеру хранения в магазине, вы уже заключили с ним публичный договор хранения. А ключ с номером от вашего ящичка выступает подтверждением заключенного договора. Вы это знали? Субъекты договоров являются носителями определенных прав и обязанностей. Как сказано в статье 791 ГК хранитель отвечает за утрату, недостачу или повреждение вещей, принятых на хранение. Зная это, было бы, конечно, ошибочным делать вывод о правомерности объявлений в отдельных магазинах, снимающих с них ответственность за положенные вещи посетителей в камеры хранения.
Анна предполагает, что подобные анонсы делаются субъектами торговли по двум причинам:
– Лично я порекомендовала бы магазинам с «неправильными» объявлениями перефразировать их на что-то вроде: «Уважаемые посетители, будьте внимательны к своим вещам, в том числе размещаемым в камере хранения. Проверяйте замки, закрывайте плотно дверцы. Это в первую очередь ваша собственность, а не наша».
У многих людей есть собаки. Причем разных размеров. Но почти везде можно увидеть наклейку, что с собаками вход запрещен. Согласно нашему законодательству, все-таки можно заходить с животными в магазины и другие общественные места или нет? И если да, какие требования к животному?
– Запрет магазина на «совместное» совершение покупок вами и вашим питомцем (как правило здесь речь идет о собаках) – имеет схожее правовое основание, как и запрет на фото- и видеосъемку. В законодательстве Беларуси такое ограничение отсутствует, но имеется право торгового объекта самостоятельно устанавливать условия организации и осуществления своей торговли. Об этом говорится в статье 10 Закона «О государственном регулировании торговли и общественного питания» от 08.01.2014 г. № 128-З. Следовательно, здесь магазин также вправе установить своим локальным правовым актом, как он относится к четверолапому гостю: «dogs are welcome» или «no dogs allowed». Если вас взяло любопытство, почему тот или иной торговый объект в своем объявлении не проявляет гостеприимства вашему питомцу, вы можете поинтересоваться у представителя торговой точки, чем регламентирован их запрет, и попросить представить выписку из конкретного локального правового акта.