На этой неделе белорусы вновь столкнулись с ростом цен на бензин. Согласно последним данным, стоимость АИ-92 составила 2,29 рубля, АИ-95 – 2,39 рубля, АИ-98 – 2,61 рубля, а дизельное топливо сравнялось в цене с АИ-95. Повышение, хоть и незначительное, вписывается в долгосрочный тренд на удорожание топлива, наблюдаемый не только в Беларуси, но и во всем мире. Ситуацию с ценообразованием в отрасли проанализировали и корреспонденты 024.by.
Последние пять лет стали настоящим испытанием для автомобилистов по всему миру. Цены на нефть, основной компонент для производства бензина, превратились в непредсказуемый маятник, раскачиваемый геополитическими бурями, экономическими кризисами и даже пандемией. Так, в 2020 году мир столкнулся с резким падением спроса на топливо из-за пандемии COVID-19. В результате цены на нефть рухнули до исторических минимумов. Однако, уже в 2021 году, с началом восстановления экономики, спрос начал стремительно расти, что привело к резкому скачку цен на «черное золото».
Геополитические потрясения последних лет, включая конфликт в Украине, также внесли свою лепту в ценовую нестабильность. Санкции, эмбарго, переориентация поставок – все это создает напряжение на рынке, толкая цены вверх. В результате, за последние пять лет средняя мировая цена на бензин выросла практически вдвое. В некоторых странах, например, в США, рост был еще более впечатляющим, достигнув рекордных значений.
Ценообразование на моторное топливо – сложный механизм, зависящий от множества факторов. Среди ключевых можно выделить:
1. Цена на нефть: Основной компонент бензина – это нефть. Ее стоимость на мировом рынке является главным фактором, влияющим на конечную цену топлива на АЗС.
2. Курс валют: Поскольку нефть торгуется в долларах США, колебания курса национальной валюты также оказывают существенное влияние на стоимость бензина.
3. Налоги и акцизы: В разных странах доля налогов и акцизов в стоимости бензина может сильно различаться. В некоторых европейских странах налоги составляют более половины цены литра топлива.
4. Издержки производства и транспортировки: Сюда входят затраты на переработку нефти, производство бензина, его хранение и доставку до АЗС.
5. Маржа АЗС: Розничные продавцы топлива также закладывают в цену свою прибыль.
Ситуация с ценами на бензин в Беларуси развивается в русле глобальных тенденций. Рост стоимости российской нефти, являющейся основным сырьем для белорусских НПЗ, вынуждает правительство корректировать цены на внутреннем рынке. Однако, стоит отметить, что в Беларуси цены на бензин остаются одними из самых низких в Европе. Это связано с рядом факторов, в том числе с государственным регулированием цен и относительно невысокой налоговой нагрузкой на топливо.
Тем не менее, рост цен на нефть на мировом рынке и ослабление белорусского рубля создают давление на правительство, которое вынуждено искать баланс между необходимостью обеспечить финансовую устойчивость НПЗ и доступность топлива для населения.
Прогнозировать цены на бензин – занятие неблагодарное. Слишком много факторов может повлиять на ситуацию на рынке. Однако, с уверенностью можно сказать, что эпоха дешевого топлива ушла в прошлое. Глобальный тренд на развитие «зеленой» энергетики и снижение зависимости от ископаемого топлива диктует новые правила игры. Неслучайно Президент Беларуси Александр Лукашенко поставил задачу к 1 января 2025 года выйти на серийное производство электромобилей на базе автомобиля модели Belgee X50. Этот амбициозный проект демонстрирует стремление страны шагать в ногу со временем и искать альтернативные пути развития автомобильной промышленности. Сможет ли Беларусь создать собственный успешный электромобиль и станет ли он реальной альтернативой бензиновым авто для белорусских автолюбителей? Покажет время. Однако, сам факт появления таких инициатив дает надежду на то, что будущее, возможно, окажется не таким уж «бензиновым».