Институт социологии НАН провел опрос, целью которого было выяснить отношение белорусов к механизму общего среднего образования. Участие в нем приняли 900 жителей Минска и всех областных центров, а также некоторых сельских и районных населенных пунктов. У половины опрошенных есть дети или внуки школьники, поэтому вопросы образования для них представляют живой интерес. О результатах исследования расскажет корреспондент 024.by.
Престиж педагога и мнение о школьной нагрузке
На вопрос «Как бы вы оценили статус учителя в белорусском обществе?» – 40,9% опрошенных ответили, что он «высокий». Еще 44,7% склоняются к тому, что он «средний». А 10 % респондентов указали статус учителя как «низкий» или «скорее низкий».
Участников опроса попросили оценить нагрузку на школьников по пятибалльной шкале. Средний показатель по степени занятости на уроках и во время подготовки домашних заданий составил 4 балла. Немного меньше школьники загружены во время факультативов и общественной деятельности – 3,5 балла.
Что касается унификации школьной формы, то 67,2% считают это удачной идеей, а 30,9% отнеслись к инициативе негативно.
Анализ организации школьного образования в Беларуси
Большинство опрошенных (72,9%) оценивают систему школьного образования положительно. Пятая часть (21,1%) дала нейтральную оценку, а 4,6% участников опроса видят много негативных факторов в школьной системе.
Для 78,8% респондентов гарантией эффективной учебы является стремление самого ребенка к получению знаний. Для 53,2% опрошенных в приоритете мастерство учителей, а 45,4% считают первоочередным фактором родительскую целеустремленность дать детям образование.
35,6% респондентов видят связь между врожденными талантами ребенка и успешной учебой, а 23,6% считают, что качество образования зависит от возможности бесплатного посещения кружков и секций по желанию. Наименее значимые пункты – уровень образованности родителей и материальное благосостояние семьи (16,2% и 14% соответственно).
Роль родителей и репетиторов в обучении ребенка
Более половины анкетируемых считают необходимым быть вовлеченными в образовательный процесс, однако 39,2% отказываются от какого-либо участия. А 7,7% не смогли дать однозначный ответ на этот вопрос.
Что касается занятий с репетиторами, то 58,6% участников не прибегали к их услугам. 61,9% респондентов собираются воспользоваться услугами репетиторов для подготовки ребенка к выпускным экзаменам, вступительным испытаниям в вузе или ЦТ. Однако 20,4% опрашиваемых не собираются нанимать репетиторов даже для подготовки к поступлению, а 17,7% не дали четкого ответа.
Мнение об итоговой аттестации и целевой подготовке
Для успешной сдачи выпускных экзаменов и ЦТ 36,8% респондентов начинают подготовку своих детей еще до 9 класса. 33,9% не видят смысла готовиться к итоговой аттестации ранее 9 класса. 17% опрашиваемых начинают экзаменационную подготовку с 10 класса, а 3,2% – за год до поступления в вузы. Большинство респондентов (84,8%) положительно относятся к росту целевых мест, только 10,3% высказались негативно.
Социологическое исследование позволило проанализировать сильные и слабые стороны школьных процессов, а также наметило пути исправления ошибок в системе образования с учетом мнений всех участников образовательной системы.