В рамках кинофестиваля «Лістапад» соостоялся мастер-класс от генерального директора студии «Союзмультфильм» Бориса Машковцева. Спикер рассказал об истории киностудии и трендах киноиндустрии. Выдержки из полуторачасовой лекции, читайте в материале 024.by.
Как построена работа:
«С 1991 по середину 2010-ых студия была практически обескровлена, она никак не могла вписаться в реалии рыночной экономики. В попытках нащупать почву, от которой мы могли бы оттолкнуться было решено начать производить анимационные сериалы и полностью перейти в цифровую среду. Все в нашей студии работают через специальный интерфейс, который выравнивает отношения сотрудников внутри студии с членами команды, работающими на удалёнке или с субподрядчиками. Это система трекинга, коих сейчас много на рынке, что позволяет бесшовно чередовать разные формы работы. Также мы выстроили продуманную цепочку иерархии, где каждый строго отвечает за свой пласт работы».
Об уникальных возможностях:
«Мы можем себе позволить такую роскошь как поддержка авторского короткометражное кино за счёт наличия крупного спонсора. В отличие от мейнстрима, который использует исключительно эффективные технологии, в коротком метре можно использовать любой инструментарий, в том числе малоэффективный, если это необходимо для реализации задумки. Каждый год мы запускаем 10 авторских проектов. Мы обладаем большой палитрой технологий, включая все виды компьютерной графики, мультстанки для перекладки, кукольный павильон».
Как киностудия работала во время пандемии:
«Сейчас все студии, связанные с индустриальной анимацией, работают по сетевой модели. Есть какое-то количество людей, которые работают на нашей технической базе, чтобы не было такого, что всё производство растворено в сети, а другая часть — удалённо. Проекты то разрастаются, то сжимаются в масштабах в зависимости от того, в каком цикле производства мы находимся и это означает, что в какой-то период стоит необходимость привлечения людей со стороны и более простой способ делать это в онлайн-режиме. Во время пандемии весь кинематограф беспокоился о том, что нельзя выйти на площадку, к людям, а аниматоры только обрадовались возможности поработать из дома. За первые три месяца удалённой работы выработка значительно выросла, потому что люди оказались в комфортной для себя среде. Следующие полгода производительность наоборот стала падать, потому что людям необходимо контактировать друг с другом, чтобы генерировать какие-то идеи. География наших сотрудников от Калининграда до Благовещенска (9 тыс. км.). Тем не менее, то, что было придумано в прямом контакте выглядит гораздо интереснее. Я считаю, что коллективный труд – совершенно уникальная методика, пусть это постоянное искрение, но коммуникация крайне важна».
Об образовании в сфере анимации:
«За время 25-летнего простоя «Союзмультфильм» утратил специалистов старшего звена, поэтому вопрос образования стоит остро. Лет 5 назад мы столкнулись с проблемой, когда все считали, что достаточно выучить программное обеспечение и ты получишь работу в сфере анимации. Нет, важно быть художником, иметь развитое чувство прекрасного, должна быть поставлена рука. В основе анимации с одной стороны лежит живопись с другой сторителлинг или драматургия, с третьей фонограмма. Для людей, которые работают с картинкой в базисе должно быть художественное видение мира и умение создавать художественное изображение».
«Три кита» на которых базируется анимация:
«У анимационного кино, как говорил Анатолий Прохоров, есть три составные части: форма, содержание и энергия. Последнее происходит чисто интуитивно, но если ты «попал в цель» успех обеспечен».
На чём зарабатывает анимация:
«Зрителям заходят две вещи: либо это бренд, когда виртуальный персонаж приходит в мир в виде материальных вещей (мерча), либо интерактив, когда человек погружается в несуществующее пространство. Это вымышленные сериалы как бы про людей, стильно поданные, один из таких примеров – Простоквашино. Помимо того, что вы делаете фильм, активно продвигайте контент в каких-то других формах: театральные шоу, компьютерные игры с использованием вашего героя, творческие, культурологические проекты – всё это в глобальном смысле работает на интерактив».
«За анимационное кино всегда готовы предложить меньше, чем стоит его производство. Раньше, телеканалы боролись за премиальный контент, чтобы завоевать аудиторию. Сейчас мы видим такую же историю с онлайн-платформами, такими как ОККО, Кинопоиск или Премьер, а в США Нетфликс и т.д. Но спустя время телеканалы поняли, что у них настолько большая аудитория, что они могут с продюсеров брать плату за прокат фильма или требовать членство в проекте. В большинстве случаев прямой кинопрокат не отбивается. В России 50 % дохода анимационной отрасли составляет продажа прав на прокат и вторая половина приходится на продажу сторонних лицензий (мерч и т.д.)».
Тренды анимации:
«Мы перешли в серийную культуру, потому что большое количество гаджетов позволяет нам потреблять очень много контента. Когда вы начинаете смотреть сериалы, у вас другой контакт с персонажем. Пандемия окончательно разбила грань между вымыслом и истиной, анимационный персонаж и живой человек находятся на одинаковом расстоянии друг от друга, схожие эмоции, эмпатия и т.д. Попробуйте убить полюбившегося серийного персонажа – вам этого не простят, а если убить персонажа мультфильма – просто трагедия. К слову, у нас на студии даже работают детские психологи-консультанты».
Сколько стоит создать анимацию:
«Минута сериальной анимации на потоке без учёта периода разработки стоит 2,5 – 5000 долларов за минуту. В среднем продолжительность короткометражного анимационного фильма – 6-7 минут. Продаются сериалы сезонами – минимум 26 серий, но лучше 52. Российская анимация делает серии до 11 минут, потому что дольше — это очень дорого. Чем старше зритель, тем больше хронометраж».
Самые кассовые проекты:
«Чебурашка» и «Простоквашино» – два самых успешных проекта «Союзмультфильма». Два года назад фильм про Чебурашку стал кассовым рекордсменом и заработал 6,8 миллиардов российских рублей. Большую часть проектов мы придумали в последние 7 лет, но треть приходится на возрожденческие проекты, связанные полюбившимися многим поколениям персонажами. Среди них «Ну погоди», «Умка», «Чебурашка».
Интересные факты о российской анимации:
Существует 112 лет
более 80 анимационных студий-членов ААК
более 9000 минут контента ежегодно
5500 человек работает в отрасли.