Изменения в Правилах дорожного движения еще не вступили в силу, но вызвали большой интерес у граждан, которые активно вступили в обсуждение. В ПДД должны появились новшества в отношении средств персональной мобильности, в том числе и электросамокатов, а также велосипедистов. Не все готовы принять изменения, впрочем, они только на подходе. А в это время ДТП, в том числе и с участием детей на велосипедах не прекращаются.
Буквально вчера, 17 ноября, под колесами автомобиля опять оказался ребенок. В Минске на ул. Тепличной машина сбила двенадцатилетнего подростка, который переезжал дорогу на пешеходном переходе. С января по сентябрь 2024 года произошло 197 ДТП с участием велосипедистов и водителей средств персональной мобильности. Количество пострадавших – 198 человек, погибших – 5.
Еще до публикации поправок в ПДД много говорилось о том, чтобы обезопасить самую активную массу пешеходов – тех, кто выезжает на переход на велосипедах и средствах персональной мобильности. Главное новшество – их обяжут спешиваться на «зебре». Но пока изменения не приняты, действует старая формулировка: велосипедистам и пешеходам на СПМ можно не спешиваться на переходе, однако, необходимо перед выездом на проезжую часть убедиться в безопасности, а на самом переходе не превышать скорость обычного пешехода.
И это очень важный момент, который многие, а особенно дети, просто игнорируют. Скорость шагов человека 4-5 км в час. Это если он идет довольно быстрым шагом. А скорость велосипедиста-любителя 15-20 км в час, что в 4-5 раз больше. То есть скорость нужно снизить ощутимо, а не разгоняться, чтобы поскорее пролететь на мигающий сигнал светофора. И, уж тем более, не пытаться успеть проскочить по нерегулируемому переходу. Пешеход пройдет расстояние в 30 метров примерно за 17-18 секунд. А на двухколесном транспорте можно его преодолеть за 3-4 секунды. Зачем притормаживать, если можно побыстрее пересечь дорогу?
Потому что в экстренном случае водитель может не успеть среагировать и остановить машину. Минимальная скорость реакции водителя – 0,6 секунд. Только в реальности – это скорее 1-2 секунды. А это уже треть или половина пути велосипедиста по пешеходному переходу, если он не снизил скорость. А дальше механика – автомобиль не станет как вкопанный. Он будет еще ехать. И если скорость была 60 км/ч, то тормозной путь – 20 метров на сухой дороге. Если погодные условия иные – дождь, снег, гололед и прочее, то тормозной путь увеличивается и вовсе до 140 метров. Получается, что даже если водитель успеет среагировать и нажать на педаль, то машина может не успеть остановиться по техническим причинам.
Именно по причине игнорирования этого важного пункта и возникла необходимость в изменениях. На обсуждении проекта нововведение вызвало шквал возмущений. Проект не поддержало 53% из более чем 600 человек. Они не скрывали, что являются водителями СПМ или велосипедов. Конечно, можно понять желающих передвигаться по городу быстрым и экологичным способом, но, к сожалению, они не оправдали доверия, которое было дано им редакцией ПДД 2022 года. Пока проект еще не утвержден, но в ГАИ уверены, что эти изменения необходимы.
Пока действуют старые правила, с детьми необходимо поговорить. Тем, кто передвигается на СПМ или велосипеде, обязательно нужно объяснить некоторые правила:
Какие ситуации чаще всего приводят к ДТП?
ГАИ сообщает, что количество ДТП с участием велосипедистов и водителей СПМ увеличилось на 70%. Одни из основных участников таких аварий подростки и молодые люди. Чаще всего происшествия с участием детей происходят по вине ребенка, который нарушил правила дорожного движения.
Наиболее часто ДТП происходят по нескольким причинам:
Велосипедист или водитель средства персональной мобильности выезжает на красный свет. Тут, собственно, нечего обсуждать. Правило, что появляться на проезжей части можно только на зеленый сигнал непоколебимо. При этом совсем не имеет значения – пустая дорога или нет.
Переезд на большой скорости без остановки через перекресток. В таких местах водителям, которые идут на поворот направо горит зеленый сигнал с предупреждением о пешеходном переходе. То есть, автомобиль поворачивает и может проехать «зебру», даже если там переходят люди, только предварительно их пропустить. В случае, если человек на СПМ или велосипеде на большой скорости вылетает на переход, водитель далеко не всегда успевает его заметить и затормозить. Значит, в таких случаях необходимо приостановиться любому пешеходу.
Выезд на нерегулируемые пешеходные переходы без остановки. Тут те же причины аварий, что и в предыдущем пункте. Водитель просто не успевает среагировать. Поэтому необходимо остановиться и убедиться, что водители вас видят и снижают скорость, чтобы вас пропустить.
Выезд на проезжую часть, в том числе и на дворовых территориях, из-за припаркованного транспорта и других объектов, которые снижают видимость. Особенно дети часто попадают в такие ДТП, так как маленького ребенка проще не заметить. Любому, кто решил выйти или выехать на дорогу из-за какого-то препятствия, необходимо прежде выглянуть и убедиться в безопасности движения.
Что еще стоит учитывать водителям средств персональной мобильности и велосипедистам?
Пока действуют старые правила нет ограничений в передвижении по пешеходным зонам, но они также предусмотрены в новой редакции. И все-таки нужно быть очень внимательными к тем, кто находится рядом. Любой водитель СПМ или велосипеда должен помнить, что он управляет если не средством повышенной опасности, как автомобиль, но определенным техническим устройством, которое может навредить другим участникам движения. Потому необходимо проявлять осторожность, пропускать людей, снижать скорость и вести себя ответственно.
По статистике при столкновении с пешеходами и другими водителями СПМ и велосипедов за сезон только в 11 больницу в челюстно-лицевую хирургию попадает около 500 пострадавших в таких авариях. Выбитые зубы, переломы челюстей, ЧМТ, травмы шеи – наиболее частые последствия. Так что нельзя сказать, что кататься на велосипеде или самокате – это такое безобидное занятие. А большинство полученных повреждений – это нарушения тех же правил движения.
На дороге всегда в первую очередь виноват водитель. Но, даже если его накажут, он не сможет вернуть вам жизнь и здоровье. Каждый участник дорожного движения должен нести личную ответственность за себя и даже перестраховываться, чтобы предотвратить беду.