19 ноября 2024 года Владимир Путин подписал новую редакцию ядерной доктрины России, которая внесла ряд изменений в стратегический подход к сдерживанию. Документ под названием «Основы государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания» заменил предыдущую версию, принятую в 2020 году.
Новая доктрина состоит из четырёх глав:
Стоит отметить, что изменения затронули все главы, кроме последней, касающейся полномочий государственных органов.
Ключевые нововведения
Одним из наиболее заметных изменений стало уточнение условий, при которых Россия может применить ядерное оружие. В новой редакции зафиксировано право на использование ядерного арсенала в случае критической угрозы суверенитету или территориальной целостности страны. Ранее подобное решение было возможно только при угрозе существованию государства, что значительно сужало критерии применения.
Новая доктрина демонстрирует адаптацию России к изменяющимся реалиям международной безопасности и подчёркивает стремление сохранить свою позицию как ключевого игрока в глобальной стратегической архитектуре.
А как в США и других странах?
Считается, что ядерное оружие предназначено для сдерживания ядерных атак со стороны других стран. Однако нынешняя политика позволяет Соединенным Штатам начать ядерную войну, первым применив ядерное оружие в конфликте — в ответ на неядерную атаку со стороны Северной Кореи, России или Китая.
В настоящее время 800 ракет с ядерными боеголовками в центральной части США находятся в состоянии «повышенной готовности». Если датчики зафиксируют приближающуюся ядерную атаку, которая угрожает этим ракетам, политика США заключается в том, чтобы предупредить президента, которому необходимо будет отдать приказ об их почти немедленном запуске, чтобы предотвратить их уничтожение — до того, как будет подтверждена реальность атаки.
В Соединенных Штатах решение об использовании ядерного оружия уполномочено принимать одно лицо — президент. Ему не требуется консультироваться с какими-либо советниками перед выдачей приказа о запуске. Никто в Министерстве обороны, Конгрессе или судебной власти не может законно предотвратить использование ядерного оружия после того, как отдан приказ президента.
Эта система контроля (известная как «единоличное управление») — не единственный способ принятия решений о запуске. Фактически, другие ядерные государства приняли цепочки команд, которые явно менее рискованны, чем единоличное управление, и которые могут предоставить более безопасные модели для обучения Соединенных Штатов.
Британия: Хотя премьер-министр будет тем, кто отдает приказ о запуске, монарх является формальным главнокомандующим. Если должностные лица Министерства обороны получат приказ о запуске, который они посчитают неправомерным, они могут законно обратиться к королеве с просьбой отменить его. Парламент также может потребовать вотума недоверия, что потребует немедленной отставки премьер-министра.
В Индии и Пакистане созданы советы по разрешению использования ядерного оружия. В Пакистане приказы о запуске требуют консенсуса среди членов совета, который был разработан для имитации совета директоров.
Израиль: Хотя информация о ядерной политике Израиля скудна, многочисленные эксперты предположили, что израильское ядерное оружие не контролируется одним человеком, а «подчиняется системе жесткого гражданского контроля».
Китай: Мало что известно общественности о китайском протоколе ядерного запуска. Однако китайский военный текст 2004 года, переведенный Союзом обеспокоенных ученых, предполагает, что Центральная военная комиссия — или, возможно, только ее председатель — имеет полномочия на запуск. 11 членов комиссии — старшие генералы и старшие партийные функционеры, а ее председателем является президент Китая. Также возможно, что недавние реформы изменили этот процесс.
Франция: как и в Соединенных Штатах, только президент может отдать приказ о ядерном запуске, хотя начальник президентского военного штаба и начальник штаба обороны также могут быть задействованы.