Город активно готовится к Новому году. Где-то уже начали устанавливать главные городские ели, витрины магазинов пестреют новогодней атрибутикой, скоро заработают ёлочные базары и страна погрузится в магию предновогодней суеты. Горячий сезон скоро начнётся и для праздничных аниматоров. Мы поговорили с Дедом Морозом компании Ded-morоz.by Олегом Дроздовым, играющим этого персонажа уже 20 лет.
— Как вы стали Дедом Морозом, какие обстоятельства этому предшествовали, заканчивали вы театральное или какие-то курсы?
— Я окончил Институт физической культуры и 20 лет проработал тренером в учреждении образования. Уже работая Дедом Морозом, понял, что хочу расти в этом направлении, и мне нужны более глубокие знания в области создания праздников. Поэтому пошёл учиться в Институт Культуры на специальность «Режиссура представлений и праздников».
— Насколько большая конкуренция в этой нише, на чём она строится, чем можно выделяться?
— Праздники – это большая ниша и хочется, чтобы в стране их количество росло, чтобы люди жили веселее и интереснее. Что касается Дедов Морозов, тут большое значение имеет уровень подготовки артиста, его актёрское мастерство, мировоззрение. Для работы с детьми нужно быть эмоционально зрелым человеком, иметь педагогический опыт. Также должна быть соответствующая физическая подготовка, широкий кругозор, богатый словарный запас. Молодые аниматоры часто думают, что достаточно купить простенькую бороду, пальто, посох и можно брать заказы, демпинговать цены за счёт низкого качества представляемых услуг и тем самым понижать имидж профессии.
Не менее важно для артиста, чтобы его окружение разделяло те же ценности, что и он. Например, моя супруга Алеся стоит у истоков создания нашего event-агентства, и первое время была моей Снегурочкой, а теперь занимается административными вопросами. Мы работаем преимущественно в вип-сегменте и должны соответствовать заявленной стоимости на услуги, начиная от сценариев, реквизита, до профессиональных компетенций. У нас уже сформировалась база постоянных клиентов и для многолетних визитов в одни и те же семьи нужно постоянно совершенствоваться, чтобы не повторяться и вызывать неподдельный восторг.
— Дорого ли стоит костюм Деда Мороза, о каких вложениях идёт речь?
— Костюмам мы уделяем особое внимание, потому что, если я заявляю о себе, как о профессионале, то и мой костюм должен соответствовать этому статусу. Бороду использую натуральную из шерсти яка, последние костюмы стоили около 2 тыс. долларов. На хороший новогодний костюм можно зарабатывать несколько сезонов, но это будут по-настоящему стоящие наряды, расшитые вручную, на которые приятно смотреть. Натуральная добротная борода стоит 700-800 долларов.
— Вы работаете в сфере достаточно давно, как трансформируется отношение детей к фигуре Деда Мороза?
— Я имею многолетнюю педагогическую практику и могу сказать, что дети – это моя отдушина. Дети не меняются со временем, им всё также присуща вера в чудо, магию праздника. Всё зависит от того, какой человек подходит к детям, каким образом он это делает. Если он изначально ставит себя выше их, заискивает перед ними, то дети очень остро это чувствуют и отгораживаются от такого человека. А если строить общение на равных, как со взрослыми, то они проникаются симпатией и диалог строится просто. В праздник, как взрослые, так и дети верят в чудо, что с Нового года начнётся новая глава жизни. Люди загадывают желания, энергетика праздника просачивается в каждый дом и наполняет его волнительным ожиданием, предвкушением.
— Как строите разговор с заказчиком, это всегда стандартная программа или есть поле для творческих маневров? В целом, работаете по сценарию или по большей части импровизируете?
— Разговор строится по-разному, исходя из индивидуальных потребностей заказчика. Сценариев у нас за эти годы сформировалось много, потому что появилось большое количество постоянных клиентов, которые не хотят видеть из года в год одну и ту же программу. Есть семьи, в которых уже бывали 7-8 раз и трудно придумать, чем их снова удивить. Нужно уметь импровизировать – это отдельный дар, который, по моему убеждению, не каждому дан и я не уверен, что его можно развить. Должна быть хорошая заготовка, но чтобы хорошо импровизировать, человек должен иметь широкий кругозор, интересоваться жизненным многообразием. Приходя к людям, ты окунаешься в уникальную семейную культуру и для того, чтобы органично в неё вписаться, нужно что-то в ней понимать.
— Есть ли какие-то табу в вашей профессии, на что вы никогда не пойдете?
— Запрещено курить, употреблять алкоголь или что похуже. Дед Мороз – это не сценический образ, это образ жизни. Я проживаю в этом ампула достаточно долгий отрезок времени и для меня это своего рода культурный пост. Я стараюсь абстрагироваться от сложных задач, относящихся к Новому году, даже отказываюсь от управления автомобилем, потому что это отвлекает от сценической роли. Раньше наше агентство организовывало курсы Дедов Морозов и кандидатам, имеющим привычку выпить или покурить – мы сразу отказывали в обучении.
— Вам интереснее работать с детьми или взрослыми и почему?
— За годы работы приходилось иметь дело с разными категориями Дедов Морозов. Есть те, кто работает только со взрослыми, есть те, кто только с детьми. И лишь достигнув пика мастерства, можно умело совмещать оба направления. Я получаю больше удовольствия от работы с детьми, потому что для меня это система очищения, ощущение того, что я делаю что-то важное в своей жизни. Работа с взрослыми – это история про веселье. Хотя знаю, что и взрослые люди иногда подходят к празднованию Нового года осознанно, не просто как к системе увеселения. В своей работе я дифференцирую такие вещи, к каждой компании ищу свой подход. Для тех же ресторанов, Дед мороз как персонаж не единственный вариант, у нас есть другие интересные образы для таких мест. Многое зависит от категории людей. Порой приходишь на корпоратив и такие там душевные люди, что хочется с ними остаться подольше. Бывают и обратные ситуации, когда в первые 10 минут понимаешь, что больше с этой компанией дел иметь не желаешь.
— Наверняка в вашей практике были нестандартные ситуации, поделитесь ими, как выходили из них?
— В прошлом году один из наших коллег Дедов Морозов, отработав в ресторане, отправился к следующему заказчику в казино. Прибыв на место, он обнаружил, что забыл сапоги в ресторане и программу отрабатывал босиком. Он обратил это в шутку, призвав, таким образом, игроков соблюдать меру в ставках, чтобы не остаться без сапог. В нашей практике также был случай, когда Дед мороз приехал работать и забыл бороду. Для имитации бороды он использовал пену для бритья. Ещё случай: один из знакомых Дедов морозов приехав в детский сад, обнаружил, что забыл реквизит. Чтобы как-то выйти из ситуации, он купил в магазине лимоны и устроил сомнительный конкурс «съешь лимон и не сморщись». К его счастью, жалобу никто не оставил, но эта ситуация показывает, насколько люди бывают неподготовленными к профессии. Как-то на утреннике у медиков, Дед мороз загадывал загадки, и там было, что-то «За косы дёргал девочек до слёз…» и вместо предполагаемого «Дед Мороз» четырёхлетний сын одной из сотрудниц выкрикнул «кандидоз». Это всех повеселило, мама ударилась в краску, но, в целом, случай получился забавным.
— Каково работать в новогоднюю ночь?
— Работая в этой сфере, ты полностью отдаёшься празднику. Нарезка салатов, вся эта предпраздничная суета проходит мимо. Ты находишься на пике радости, ездишь и просто снимаешь сливки, потому что в этот период люди показывают свои наилучшие стороны. За эти годы мне ни разу не доводилось приехать в семью, где царила бы депрессивная атмосфера. Примечательно, что нас заказывают именно в полные семьи, где за столом собираются поколения родственников и приятно наблюдать за их радостью и трепетным отношением друг к другу.
— Часто вам дают чаевые, предлагают выпить? Какие видите преимущества работы в праздники?
— В нашей культуре не принято давать чаевые, но достаточно часто дарят подарки. Причём есть особенно щедрые семьи, где дети готовят и красиво упаковывают подарки для Деда Мороза и Снегурочки. Это могут быть сладости или элитный алкоголь. Дед Мороз приносит им подарки, а они, в свою очередь, стараются уважить гостя и также делают какое-то подношение. У нас хранится целая кипа детских рисунков и это очень трогательно и ценно. В начале карьеры мне приходилось видеть агрессивно настроенных, невоспитанных детей, сейчас выросло более окультуренное поколение, которое интересуется музыкой, живописью и с такими детьми очень интересно работать.
— Что заставляет взрослых людей, которые уже давно не верят в Деда Мороза заказывать этого персонажа на корпоративы?
— Корпоратив – это командообразующее мероприятие и проводится не столько с целью чествования Нового года, сколько для сплочения коллектива. Дед Мороз – это лишь персонаж, который помогает сделать мероприятие более интересным, праздничным. Кто-то выбирает классический образ Деда Мороза, а кому-то нужны осовремененные формы. Так, у нас в этом году появился Дед Мороз в стиле панк-рок, диско. Популярностью пользуется Дед Мороз – мафиози.
— Насколько сложно найти хорошую Снегурочку?
— Хорошую Снегурочку найти сложно. У меня она одна на всю жизнь – моя супруга и компаньон. Если брать театральный образ, то, как говорится, «кавалергарды век не долог» (прим. смеётся). Для Снегурочек возраст имеет значение, в 35 + ей, что называется, сложновато садиться в «эти сани» — соответствовать заданному образу. Это Дед Мороз как дорогое вино с годами становится только лучше. У Снегурочек со временем идёт сменяемость образа. Кто-то, наработав имя, развивается в других направлениях ивент-индустрии, кто-то меняет сферу деятельности. Раньше Снегурочек набирали среди студенток педагогических университетов, которые приходили к нам на прохождение практики. Сейчас эту роль играет моя старшая дочь и у неё ещё много лет в запасе для прекрасной снегурочьей жизни.
— Как у вас оказываются подарки для детей: родители передают заранее или как-то иначе построен этот процесс?
— Как правило, мама идёт встречать Деда Мороза и передаёт подарки для детей. Некоторые оставляют их в укромном месте, если это частный дом или тамбур, если речь о многоквартирном доме. Самые щедрые подарки, как правило, поступают от пап, которые по каким-то причинам не живут с детьми. Наверное, в Новый год они чувствуют особую необходимость одарить своих близких. Был случай, когда папа заказал праздничную доставку подарков для ребёнка и когда мы подъехали, то удивились тому количеству коробок, которые он подготовил для сына. Иногда, люди хотят оставаться инкогнито и просят передать подарок адресату, не называя имени дарителя. Мы всегда прислушиваемся к желаниям клиентов и хотим, чтобы Новый год оставил у них только положительные эмоции.