За последние два года в Балтийском море произошел ряд необъяснимых инцидентов, связанных с повреждением трубопроводов и кабелей. В октябре 2023 года были повреждены два подводных оптоволоконных кабеля, связывающих Швецию, Литву, Финляндию и Германию. Подозрения пали на китайское грузовое судно, которое датский флот сопровождал через пролив Каттегат. Премьер-министр Швеции Ульф Кристерссон заявил о необходимости расследования, отметив, что подобные прецеденты случались и раньше. Что же стоит за чередой этих происшествий, акты саботажа или же обычные аварийные ситуации?
Данный инцидент – лишь один из серии происшествий в Балтийском море. В сентябре 2022 года взрывы повредили газопроводы «Северный поток-1» и «Северный поток-2». Несмотря на взаимные обвинения, ответственность за взрывы никто не взял. Некоторые западные чиновники обвинили Москву, российские власти – США и их союзников, а немецкие и американские СМИ писали о возможной причастности проукраинских сил.
В октябре 2023 года, через год после взрывов на «Северных потоках», был поврежден газопровод Balticconnector, соединяющий Финляндию и Эстонию. Повреждены оказались и близлежащие кабели передачи данных. Финские и эстонские следователи предположили, что причиной стало китайское контейнерное судно, волочившее якорь по морскому дну, но не уточнили, был ли ущерб нанесен умышленно.
Балтийское море – регион с особым географическим положением. Мелководный и узкий бассейн с тремя узкими проходами окружен восемью странами НАТО. Здесь также проходит граница с Россией, а Санкт-Петербург и Балтийский флот находятся в непосредственной близости. Профессор Норвежского университета обороны Тормод Хейер отмечает, что после вступления стран Балтии в НАТО в 2004 году регион стал «ахиллесовой пятой» альянса. Вторжение России в Украину в 2022 году и вступление Швеции и Финляндии в НАТО в 2024 году еще больше обострили ситуацию.
Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Подводный саботаж – это метод «гибридной войны», сочетающей традиционные и нетрадиционные средства для дестабилизации без объявления полномасштабной войны. Гибридная война – не новость для региона: от глушения GPS над странами Балтии до российских самолетов-разведчиков, залетающих в шведское воздушное пространство.
Преимущество гибридной войны в том, что ее трудно однозначно приписать кому-либо. Балтийское море – идеальная «серая зона», где подобные инциденты остаются ниже «порога» открытой войны. Чарли Салониус-Пастернак из Финского института международных отношений отмечает, что подводные инциденты могут быть вызваны и несчастными случаями: более 2000 судов ежедневно пересекают Балтийское море, и число крупных танкеров за последние десятилетия увеличилось. Также возросло количество «темных кораблей», отключающих системы передачи координат, часто для обхода санкций. Для определения вероятности саботажа, по мнению экспертов, важно учитывать, есть ли у кого-то конкретный мотив для повреждения кабеля, и наблюдается ли закономерность в этих инцидентах.
Каждый участник конфликта предлагает свою версию событий. После взрыва «Северного потока» американские и европейские чиновники намекали на причастность Москвы, Россия же обвиняла США и их союзников. В последнем инциденте шведская полиция назвала «представляющим интерес» китайское судно Yi Peng 3, которое проходило над поврежденными кабелями. Мотивы остаются неясными.
Методы могут быть разными. Сейсмологи предполагают, что взрывы на «Северном потоке» были эквивалентны взрыву 100 кг динамита. Шведское расследование обнаружило следы взрывчатки на обломках. В статье Wall Street Journal предполагалось, что к взрывам могла быть причастна украинская диверсионная группа, хотя Киев отрицает свою причастность. В немецких СМИ появлялась информация о том, что Берлин просил польские власти арестовать украинского инструктора по дайвингу, якобы входившего в эту группу. Повреждение кабелей может быть вызвано и волочением якоря, как предполaгают финские и эстонские следователи в случае с Balticconnector.
Западные эксперты считают, что целью подобных акций является нарушение политической сплоченности в странах НАТО. Подводный саботаж, где даже такой мощный альянс, как НАТО, сталкивается с трудностями в оценке ситуации, может стать «малорисковым и доступным» инструментом для подрыва социальной сплоченности между государствами-членами.
Мнение Москвы и ее союзников кардинально разнится. Так, профессор СПбГУ, политолог Станислав Ткаченко считает, что у России не было причин повреждать кабель в Балтийском море. Как заявил он, технически РФ имеет все средства, чтобы перерезать коммуникации на дне Балтийского моря, которыми пользуются страны НАТО, однако не видит в этих целях стратегическую важность. По мнению Станислава Ткаченко, куда более вероятно, что диверсию устроили западные спецслужбы, возможно, с участием Киева, чьи интересы этот обрыв не затронет. Цель таких провокаций – дискредитировать Россию, а также продолжать эскалацию в регионе. Тем не менее, пока что ущерб от инцидентов минимален благодаря резервным системам, но сам факт их существования вызывает беспокойство мировой общественности.