Воспитание мальчиков — сложная и многогранная задача, которая требует от родителей особенного подхода. Психология мальчиков имеет свои уникальные особенности: стремление к независимости, выраженная потребность в физической активности, эмоциональная замкнутость. Ситуация усугубляется распространенностью неполных семей. Отсутствие одного из родителей, особенно отца, лишает мальчиков важного ролевого примера и источника мужского авторитета. Как взрастить в мальчике лидера, как научить его быть мужчиной, а также о воспитании в неполных семьях поговорили с психологом Юрием Омельяновичем.
Юрий, расскажите о себе, где родились и выросли?
Здравствуйте. Меня зовут Юрий Владимирович Омельянович, мне 38 лет, родился и вырос в городе Минске. Учился я в школе номер один на улице Чкалова, играл в КВН, всегда был душой компании, хоть и никогда не был отличником. Лучше всего мне давались литература, биология, география, ну а самый нелюбимый предмет был всегда русский язык.
Где Вы получали образование?
До 30 лет я сменил очень много профессий. Работать начал рано, уже в 13 лет я подрабатывал на авиаремонтном заводе. С того времени успел поработать продавцом на рынке Ждановичи, менеджером по продажам оконной фурнитуры и подвесных потолков, поваром в кафе, а в 2016 году совместно с супругой мы открыли свой бизнес. Это был фитнес для женщин, но проработав четыре года, в 2020-м году закрылись.
Уже в тот момент я понимал, что всё это не моё, и моё — как раз-таки ещё впереди. В это время я познакомился с замечательным педагогом и психологом, который своим примером вдохновил меня на эту профессию. Я с удовольствием присоединился к его команде, в центр развития для мальчиков «Друзья». В этом же году я поступил в Государственный педагогический университет имени М. Танка на факультет практической психологии.
Почему и как пришли к занятию детской психологией?
Не могу сказать, что эту профессию выбрал я, скорее наоборот — профессия выбрала меня. Работаю я преимущественно с детьми и их родителями, мальчишки ко мне тянутся, чему я собственно рад. Несмотря на то, что у меня довольно много учеников, почти всех я помню по именам, кто и когда ко мне пришёл, и с чего все начиналось. Многие ребята работают со мной уже вот как три года, и конечно же я вижу результаты своей деятельности.
В чем Вы видите главную проблему современных детей и родителей?
Я женат, у меня двое детей. Сын подросток, 13 лет и малышка дочка 3,5 года. Сын — мой самый главный помощник и вдохновитель на проведение тематических занятий для мальчиков. Хоть он у меня уже совсем взрослый, но он мой главный тренажер в воспитательном процессе. Все мои методики и принципы в работе он прочувствовал на себе, поэтому я скорее больше практик, чем теоретик. Воспитанием дочки, конечно же, сейчас занимается больше моя супруга и это совершенно другой подход. Для неё я скорее большой бородатый защитник, за которым всегда можно спрятаться и пожалеться. Для сына же я больше наставник и друг, с которым всегда можно обсудить важные темы, поделиться проблемами получить совет в их решении.
Вообще, я считаю самой большой проблемой современного родительства — это отсутствие доверия между родителем и ребёнком, и часто перекладывание на детей своих проекций. Особенно это касается учёбы и школы. Как часто ко мне приходят мамы, которые жалуются на отсутствие мотивации у сына в учёбе, на плохое поведение, на плохие оценки. Мы совершенно забываем о том, что в первую очередь это ребёнок и мальчик, который рождён покорять этот мир, а не сидеть за партой. Многим родителям хочется, чтобы их сыновья были послушными, удобными и хорошо учились, и в то же время они были успешными, лидерами и достигали успехов. К сожалению, так не бывает. Делая ребёнка удобным, Вы не воспитаете лидера, потому что лидеры это те, кто идут против хода движения, они неудобные, они непослушные, они яркие, шумные, самостоятельные. Самостоятельность в свою очередь у мальчиков появляется только тогда, когда над ними нет чрезмерного контроля. Когда мама все время напоминает, что нужно садиться за уроки, что нужно собрать портфель, спрашивает, покушал ли он, не забыл ли он, что у него после уроков секция, ребёнок привыкает к этому и самостоятельность для него — это нечто необязательное, ведь рядом мама, которая всегда напомнит. Бывает, что в эту секцию мальчик-то и ходить не хочет, но этого хочет папа или мама, и идёт принуждение, отсюда протесты и бунты, а также перегруз и вот мы получаем ребёнка, у которого абсолютно нет мотивации ни к чему.
Реалии таковы, что сейчас много неполных семей. Как Вы считаете, мать может вырастить из сына настоящего мужчину при отсутствии отца?
Проблема воспитания мальчиков в современных семьях состоит ещё и в том, что сыновья зачастую воспитываются без отцов. Либо родители в разводе и отец не принимает участие в воспитании, либо семья полная, но отец занимается только лишь обеспечением семьи, то есть постоянно отсутствует дома, работая. Проблем много, но мне кажется основная проблема в том, что большинство родителей не хотят (или не могут) изучать вопрос воспитания. Начинают обращаться за помощью только тогда, когда уже вовсе невмоготу.
А мальчики, это такой народ, который учится только на авторитетном примере. Если рядом нет мужского примера, мальчик перенимает модель поведения женщины, своей мамы или бабушки. Поэтому всем мамам, которые воспитывают сыновей без отца, я рекомендую уже с лет пяти искать для своих сыновей мужской пример. Это может быть учитель-мужчина, тренер, брат мамы (дядя), дедушка. Мужчина, которому мальчик будет доверять, и жизненные и духовные ценности которого сходятся с ценностями мамы. Очень благотворно будет влиять такое общение сына с таким человеком. Даже непродолжительное время такого общения позволит мальчику многому научиться у него.
В чем Вы видите главную роль отца в современной семье?
Роль отца в семье в постсоветское время очень сильно недооценена. Считалось, что отец — это в основном «добытчик» и больше от него ничего не требуется. Только сейчас это уже давно не так. Очень много отцов приходит ко мне на консультации, на семинары за знаниями, за практическими советами, поскольку они понимают важность участия в воспитательном процессе своих детей. И эти тенденции мне очень нравятся, потому что такой осознанный подход даст свои результаты.
Если уж говорить откровенно, то я считаю, что в наших школах должно быть гораздо больше педагогов мужчин, которые смогли бы быть мужским примером для многих мальчишек в классе.
Можете рассказать о самом запоминающемся случае из практики?
Самый запоминающийся случай из практики, наверное, самая первая консультация моя. Когда ко мне пришла мама с жалобами, что у ребенка невроз и он грызет ногти. С вопросом, что с этим делать? В процессе общения выяснилось, что у сына очень большие требования со стороны мамы к его учебе, а в частности, к оценкам. Мама нервничает, когда у сына оценки ниже семерки, а сын в свою очередь нервничает, что мама нервничает. И грызет ногти. Сама мама в школе была круглой отличницей и для нее очень важно, чтобы сын тоже им был. Таким образом она чувствовала, что сын её любит. Но если ей в свое время было учиться легко, то сыну нет. Было понятно, что нагрузку он не тянет, и с этим нужно было что-то делать. Сколько я не пытался объяснить маме, что если ничего не изменить, невроз будет усиливаться, а отношения с сыном — ухудшаться. Но… на вопрос «готовы ли вы пожертвовать своими отношениями с ребенком ради школьных отметок, мама сказал «да». В этот момент я понял, что даже будучи психологом, я не в силах помочь тем, кто этого не хочет, тем, кто не готов работать над собой, не готов меняться. Вот такой у меня был первый и самый запоминающийся опыт.
Расскажите о своих ближайших мероприятиях в Гомеле
В субботу 25.01 состоится семинар «Мальчикам о конфликтах в школе и дома»
Что обсудим:
• Что такое конфликты и их причины: обида, злость, ревность.
• Как управлять эмоциями, не кричать и выражать чувства словами.
• Полезные конфликты и как они помогают расти.
Практика:
• Научимся договариваться, разберем стратегии «выиграл-выиграл».
• Составим правила «здорового спора».
Время:
• 14:00–15:00 (младшая группа, 7–10 лет, 45 р.)
• 15:00–17:00 (старшая группа, 11–15 лет, 55 р.)
26.01 Воскресенье «Гаджет-зависимость и цифровая безопасность»
Что обсудим:
• Влияние гаджетов на здоровье, мозг и отношения.
• Как избежать гаджет-зависимости и найти занятия вне экранов.
• Интернет-безопасность: защита данных, борьба с кибербуллингом.
Практика:
• Пройдем тест на зависимость.
• Создадим личное «гаджет-расписание».
Время:
• 11:00–12:00 (младшая группа, 7–10 лет, 45 р.)
• 12:00–14:00 (старшая группа, 11–15 лет, 55 р.)
Адрес: г. Гомель, Речицкий проспект 135, корп. 1, Психологический центр «Вместе». Остановка «Солнечная».
Количество мест ограничено! За подробностями обращайтесь в директ Инстаграм @yrii.omelyanovich