В Витебске грядут большие перемены на улице Титова, одной из самых протяженных городских артерий. Управлением капитального строительства уже объявлен тендер на проектно-изыскательские работы, срок завершения которых установлен на 20 июля следующего года. Обо всех подробностях вам расскажет корреспондент 024.by.
Предварительная стоимость разработки проекта составляет внушительную сумму – 1 520 456 рублей, что свидетельствует о серьезности намерений городских властей. Первоначально рассматривался вариант полной реконструкции улицы Титова. Однако, судя по решениям горисполкома, в итоге было решено остановиться на модернизации. Это принципиально разные подходы.
Реконструкция предполагает кардинальное изменение уличных параметров: повышение категории до «А», расширение пространства между градостроительными ограничениями, снос зданий, препятствующих соблюдению нормативных расстояний от красных линий до застройки. Фактически, это создание новой улицы с новыми характеристиками.
Модернизация же сохраняет существующую планировку и категорию улицы «Б». Вмешательство в сложившуюся застройку минимально. Основные усилия направлены на обновление инженерной инфраструктуры: замену дорожного полотна и коммуникаций с выносом их за пределы шоссе, создание доступной среды для маломобильных групп населения, а также современной велодорожки.
Такой подход позволяет избежать масштабных сносов и минимизировать неудобства для жителей прилегающих домов. Однако возникает вопрос соответствия обновленной улицы ее фактической роли в городской транспортной системе. Изначально она является магистральной улицей общегородского значения категории «А». В реальности же функционирует в категории «Б», что создает определенные противоречия.
В ходе проектных работ необходимо привести ее характеристики в соответствие с требованиями генерального плана. При этом, важно сохранить существующую дальность в пределах ограничительных линий, а также дистанцию от них до зданий и сооружений. Основные полосы движения увеличат до четырех, что позволит существенно улучшить пропускную способность транспортного потока.
Ширина пешеходной зоны также будет увеличена до нормативных значений: 3 метра в местах с высокой интенсивностью движения и 2,25 метра в районах с менее плотной застройкой. В тех участках, где пространство ограничено, возможно уменьшение ширины тротуаров до 2,25 и даже 1,5 метра, что позволит сохранить функциональность улицы.
Появится двухсторонняя велодорожка шириной 1,5 м, которая расположится с южной стороны улицы. Это решение направлено на популяризацию велосипедного транспорта и создание комфортных условий для передвижения горожан.
Также запланировано обновление остановочных пунктов. Их приведут в соответствие с нормативными требованиями по длине и ширине, а глубина «карманов» для остановки общественного транспорта составит не меньше 3 м. Уширения для отгона автобусов будут иметь минимальную длину 20 м, что обеспечит безопасность при высадке и посадке пассажиров.
Трамвайные остановки оборудуют приподнятыми посадочными площадками, которые повысят комфорт пассажиров, особенно людей с ограниченными возможностями. Пешеходные переходы также претерпят изменения: планируется установка островков безопасности и ограничивающих ограждений для предотвращения несчастных случаев.
Нерегулируемые переходы оснастят светофорами с кнопками, что позволит пешеходам безопасно пересекать проезжую часть. Дорожное полотно заменят: на проезжей части уложат асфальтобетон, тротуары оформят бетонной плиткой, а зоны трамвайных путей покроют плиточным материалом.
Также в рамках проекта предусмотрено создание доступной среды для людей с ограниченными возможностями: будут установлены специальные пандусы и другие элементы, способствующие удобству передвижения. Кроме того, обновят освещение улицы: старые лампы заменят светодиодными светильниками, которые установят на травмобезопасных каркасах.
Одним из сложных вопросов станет вырубка насаждений: под снос попадает 42 фруктовых дерева, 115 лиственных и 156 мелколиственных, что в итоге составляет 313 растений. В первоначальных планах предполагалось снести 607 деревьев, не учитывая кустарники. Однако в рамках проекта предусмотрены компенсационные посадки, которые должны помочь восстановить зеленые зоны в городе.
Работы по обновлению улицы Титова запланированы на ноябрь 2025 года, а завершение всех строительных мероприятий намечено на июнь 2027 года. Это длительный процесс, который потребует значительных усилий и ресурсов. Общая стоимость проекта на сегодняшний день – 117 421 126 рублей, что эквивалентно 33 880 000 $.
Для сравнения, бюджет областного центра в этом году, до внесенных корректировок, был 613 774 589 руб. по расходам. Это подчеркивает, насколько дорогостоящими могут быть подобные проекты. Модернизация улицы Титова является важной частью городской стратегии по улучшению транспортной инфраструктуры и повышению качества жизни горожан.