Как подчеркнула Юлия Липовская, первый секретарь областного комитета БРСМ, с каждым годом конкурсные проекты становятся все интереснее и актуальнее. В последнее время заметен рост инициатив в технической и экологической областях. В состав экспертной комиссии вошли победители прошлых лет, а также представители образовательной, бизнес- и банковской сфер. Главной целью конкурса остается поддержка талантливых молодых людей, популяризация их идей и помощь в реализации перспективных проектов.
За годы существования инициативы «100 идей для Беларуси» около 400 проектов из Гомельской области вышли в финал, и почти 30 из них удостоились победы. Примечательно, что даже те проекты, которые не дошли до республиканского этапа, часто находят свое воплощение. Бывает, что участники подают свои доработанные идеи на конкурс повторно, добиваясь успеха. Например, учащиеся Гомельского машиностроительного колледжа за последние три года представили наибольшее количество инноваций.
Одним из таких проектов стала система контроля «Страж», созданная Иваном Герасимовым и Романом Свирко. Этот комплекс позволяет автоматизировать работу шлагбаума на парковках или в гаражных кооперативах, а также предоставляет удобное мобильное приложение для оплаты. Система помогает экономить время, снижает затраты на персонал и повышает уровень безопасности.
Дарья Кракодеева из того же колледжа разработала программное обеспечение, которое реконструирует индивидуализированные дозы облучения, используемые для диагностики радиационно-индуцированных заболеваний. На создание проекта она потратила около двух месяцев.
Интересную идею предложил восьмиклассник из Светлогорска Владислав Мищенко, который создал специальный пояс для помощи слабовидящим и незрячим людям. Устройство оснащено системой оповещения: при обнаружении препятствий, таких как люки, стены или бордюры, пояс издает звуковой сигнал.
Девятиклассница Ксения Абрамова из Рогачевской школы №5 представила проект автоматизированной теплицы для селекции растений. Ее разработка позволяет точно регулировать параметры среды – температуру, освещенность, влажность и состав питательных веществ, что обеспечивает стабильный рост растений.
Молодые учителя из Гомельской школы №38 Иван Жигалов и Владислав Казаков разработали образовательный проект «Копилка историка». Первоначально это был сайт, помогающий девятиклассникам готовиться к экзаменам по истории Беларуси, но позже он превратился в масштабную образовательную платформу с материалами для централизованного тестирования и экзаменов. Проект включает приложение, кликабельные ссылки и собственный мультимедийный контент. За два года сайт собрал более 5 миллионов просмотров.
По итогам областного этапа 14-го сезона конкурса победителями стали Иван Жигалов с проектом «Копилка историка», а также Татьяна Кудан, Елизавета Балюк и Савелий Бергович с проектом «Eureka». Другие победители включают Евгения Евсеева с проектом использования мискантуса на загрязненных землях, Максима Быкова со стендом для контроля колес поездов, Илью Шавловского с энергоамортизатором.
На республиканском этапе представят свои проекты: Кирилл Дмитрачков, Анастасия Ясонова и Илья Янченко с автономным беспилотным комплексом для осмотра линий электропередач; Артем Заяц с виртуальной лабораторией «Chemistry Lab VR»; Михаил Кононенко с проектом использования кукурузных отходов в энергетике; Владислав Мищенко с поясом для помощи незрячим; и Алексей Клименко с авторскими дидактическими играми.