Мультики – то, без чего трудно представить детство любого ребенка. Время не стоит на месте и детская мультипликация тоже. Советское наследие, базирующееся на привитии правильных ценностей, уступило место зрелищности и технологичности. О том, какое влияние сегодня оказывают мультфильмы на становление маленького человека, рассказала коррекционный педагог, специалист по раннему развитию и запуску речи Алёна Шевченко.
Мультфильмы всегда оказывали значительное влияние на детскую психику. Здесь важно обозначить, что оно может быть, как положительным, так и отрицательным в зависимости от содержания, продолжительности просмотра и возраста ребенка.
— Формирование зависимости. Ребенок привыкает, что мультфильмы – это единственный способ справиться с эмоциями, скукой. Он может начать их требовать чаще и чаще. Общение, игры, творчество могут потерять для него ценность.
— Эмоциональное недоразвитие. Ребенок не учится справляться со своими эмоциями, а «уходит» в мультики. Вместо того чтобы понять, почему он расстроен, злится или капризничает, он «гасит» эту проблему погружением в виртуальный мир. В будущем это может привести к трудностям в управлении своими эмоциями.
— Мультики отодвигают потребность в живом общении с родителями, сверстниками. У ребенка могут быть хуже развиты социальные навыки, например, умение договариваться, выражать свои мысли, эмоции, понимать чувства. Страдает усидчивость.
— Частый просмотр мультфильмов особенно с быстрой сменой кадров может приводить к проблемам с концентрацией внимания, медлительности. Если это ребенок предшкольного возраста, то это однозначно будет сказываться на учебе и творчестве.
— Кормление под просмотр мультфильмов детей раннего возраста (до трех лет) влечет формирование расстройства пищевого поведения. Если это действие носит систематический характер, то ребенок со временем перестает контролировать свое чувство насыщения, что влечет повышение риска развития неправильных пищевых привычек и даже ожирения. Практика подсовывания мультиков в любой неудобной ситуации является крайне деструктивной. Мультики быстро завладевают вниманием ребенка, отвлекают от негативных эмоций и требований. Родители экономят силы и время, получают возможность заняться своими делами. Но здесь важно понимать, что нужно все-таки ограничивать время просмотра мультфильмов, особенно, если речь идет о ребенке до трех лет.
Согласно рекомендациям ВОЗ, детям до двух лет вообще не рекомендуется проводить время перед экраном, за исключением видеосвязи с родственниками. В этом возрасте важно формировать навыки взаимодействия с окружающим миром. Гаджеты не закладывают коммуникативную базу. Максимальное экранное время для детей от двух до пяти лет составляет один час в день. Однако, исходя из моей практики, желательно, чтобы это было не более 10-15 минут в день.
Важно избирательно подходить к показываемым мультикам, смотреть, какой посыл они несут.
Желательно, чтобы родители смотрели мультфильмы вместе с детьми, обсуждали сюжет, задавали вопросы, объясняли какие-то непонятные моменты. Порассуждайте с ребенком, почему герой поступил так-то? Хороший ли это поступок, стоит ли его повторять и т.д.? Детям, достигшим шестилетнего возраста, ВОЗ не устанавливает строгих ограничений по экранному времени, но рекомендует соблюдать баланс между гаджетами, физической активностью и другими видами деятельности. Родителям стоит прислушаться к этим рекомендациям, но самостоятельно определять разумное ограничение, исходя их потребностей ребенка.
Главная героиня Маша часто демонстрирует непослушание, эгоизм, отсутствие уважения к взрослым и всем окружающим. Ее поведение может восприниматься детьми как пример для подражания. К тому же, в данном мультике очень мало речевой нагрузки. В основном одна музыка, действия, а самих слов – минимум.
Абсолютно деструктивный мультик, много несуразного юмора, каких-то агрессивных сцен, странных поведенческих моделей. Просмотр такого мультика может снижать концентрацию внимания у детей.
Мультик построен на постоянной агрессии, конфликтах, опять-таки очень мало речевой нагрузки. Мне кажется, такие мультики могут формировать у детей представление, что насилие – это нормально.
На мой взгляд, в этом мультики часто проскакивают ситуации, демонстрирующие непослушание, капризность, нарушение детско-родительских отношений. Поэтому этот мультик я бы не рекомендовала к просмотру
Таким образом, некоторые мультфильмы действительно могут формировать негативные культурные и социальные стереотипы, которые в дальнейшем могут нежелательным образом сказываться на мировоззрении ребенка.
Мир не стоит на месте и те мультики, которые были у нас в советское время, безусловно, отличаются от нынешних.
Во-первых, в современном мире мультики это отчасти коммерческий продукт. Силами маркетинга бренды вкладывают в детскую психику моду на использование каких-то предметов, продуктов и т.д. Но опять-таки, некоторые мультики несут образовательные смыслы, например, «Малышарики» вмещают обучающий компонент, так как учат алфавиту, азам математики. В некоторых мультиках транслируются нормы социального поведения. Дети учатся выражать эмпатию, выходить из сложных ситуаций, испытывают положительные эмоции.
Во-вторых, если говорить о советских мультиках, то, как мне кажется, они учили справедливости, уважению к старшим, труду, хотя были и неудачные примеры. Современные мультики больше заточены на развлечение, шоу, красивую картинку, броскость, что может приводить к снижению глубины содержания. Однако я бы не сказала, что это сугубо негативная тенденция. Это естественное следствие изменений в мире, но важно, чтобы в погоне за технологичностью мы не забывали про другие важные аспекты: эмоциональную глубину, моральные ценности и образовательные элементы. Сюжет может быть обернут в историю о дружбе, честности или преодолении каких-то препятствий.
Не все мультики подходят детям трех-четырех лет. Они должны транслировать определенные ценности, доброту, ответственность, умение решать конфликты. Если мультфильм стимулирует общение между родителями и ребенком — это положительный фактор.
Необходимо включаться в совместный просмотр, формировать критическое мышление у ребенка путем ведения открытого диалога с ним. Современные мультики нельзя назвать хорошими или плохими. Задача родителей и педагогов сделать так, чтобы они были не только развлекательными, но и помогали детям расти гармоничными личностями.