Электромобили становятся все популярнее, а их владельцы все чаще задумываются не только об экологичности, но и о стоимости эксплуатации. Цена зарядки электрокаров сильно варьируется в зависимости от региона, доступной инфраструктуры и государственной поддержки. В Европе, США и странах СНГ тарифы на зарядку заметно отличаются, причем в последние месяцы наблюдается тенденция к росту цен, особенно в Беларуси.
В Европе стоимость зарядки электромобилей зависит от ряда факторов: страна, тип зарядной станции, тарифы на электроэнергию и политика государства. Например, в странах, активно развивающих возобновляемые источники энергии, тарифы на зарядку могут быть ниже. Северная Европа демонстрирует сравнительно выгодные условия благодаря высокой доле гидро- и ветрогенерации.
Так, в Норвегии, которая давно стала пионером электромобилизации, владельцы электрокаров платят от 0,20 до 0,30 евро за кВт·ч (примерно 0,68–1,02 BYN). В стране действует масштабная программа господдержки, а электроэнергия в основном добывается с помощью гидроэлектростанций, что делает ее дешевле. В Швеции ситуация схожая, тарифы немного выше — 0,25–0,35 евро за кВт·ч (от 0,85 до 1,19 BYN), но страна также активно использует «зеленую» энергетику, что позволяет удерживать цены на относительно низком уровне.
В Германии, где электричество традиционно считается дорогим, зарядка обходится дороже — от 0,25 до 0,40 евро за кВт·ч (0,85–1,36 BYN). Это связано с высокой стоимостью электроэнергии в стране, но правительство активно инвестирует в развитие инфраструктуры, что в перспективе может снизить расходы для пользователей. Во Франции, где значительная часть энергии вырабатывается на атомных электростанциях, стоимость зарядки колеблется от 0, 30 до 0, 50 евро за кВт·ч (1,02–1,70 BYN), а в Испании, где растет количество станций, цены варьируются в пределах 0, 20–0, 40 евро за кВт·ч (0,68–1,36 BYN).
В США рынок зарядки электромобилей менее однороден, чем в Европе. В разных штатах действуют разные принципы формирования тарифов. Например, в таких технологически развитых регионах, как Калифорния, Иллинойс, Мичиган, Флорида, Вирджиния, Вашингтон и Нью-Йорк, постепенно вводят расчет по количеству заряженных киловатт-часов. Здесь владельцы электромобилей платят в среднем 0,43 $ за кВт·ч (1,43 BYN), но для подписчиков сети Electrify America, оформляющих абонемент за 4 $ (≈13,3 BYN) в месяц, действует сниженный тариф 0,31 $ за кВт·ч (1,03 BYN).
Однако в ряде штатов, где зарядные сети менее развиты, до сих пор действует устаревшая поминутная тарификация. В таких случаях стоимость варьируется от 0,12 до 0,32 $ за минуту (0,40–1,07 BYN), что делает зарядку менее предсказуемой.
В странах СНГ рынок зарядных станций еще находится в стадии развития, но стремительно набирает обороты. В России активно развивается сеть Green Drive, которая уже охватывает крупные трассы и города. В Беларуси же инфраструктура электрозарядных станций также растет: только сеть Evika! насчитывает 200 зарядных станций, из которых почти 50 расположены в Минске.
На данный момент средняя цена зарядки в России составляет 17 рублей за кВт·ч (примерно 0,17 евро или 0,58 BYN), что делает эксплуатацию электромобилей выгодной по сравнению с бензином. Однако в Беларуси с 1 марта 2025 года произошло подорожание тарифов на зарядных станциях Evika!. Теперь цена зарядки переменным током выросла с 0,40 BYN за кВт·ч до 0,43 BYN, а для организаций без учета НДС — до 0,36 BYN. Введены и новые тарифы на зарядку постоянным током: 0,56 BYN за кВт·ч для физических лиц и 0,47 BYN для юридических.
Чтобы оценить реальную экономию на зарядке электромобиля, стоит сравнить стоимость киловатт-часа с ценами на традиционное топливо. В США средняя цена бензина А-95 сейчас составляет 0,99 $ за литр (около 3,30 BYN), а в Беларуси — 2,48 BYN за литр. Это означает, что даже с учетом подорожания электромобили в СНГ остаются в 3 раза дешевле в эксплуатации, чем бензиновые авто.
Конечно, важно учитывать, что энергопотребление у электромобилей может отличаться в зависимости от модели, так же как и расход топлива у бензиновых автомобилей. Однако производители электромобилей активно работают над повышением эффективности батарей, и уже к середине десятилетия ожидается, что среднее энергопотребление электрокаров составит около 10 кВт·ч на 100 км пробега, что сделает их эксплуатацию еще более выгодной.
Сравнивая тарифы на зарядку электрокаров в Европе, США и странах СНГ, можно сделать несколько ключевых выводов. В Европе стоимость зарядки во многом зависит от уровня развития инфраструктуры и господдержки: в странах с активной политикой поддержки электромобилей цены ниже, а там, где рынок еще не достиг зрелости, тарифы остаются высокими.
В США ситуация сложнее: в одних штатах цены сопоставимы с европейскими, а в других действуют менее выгодные тарифы, особенно если используется поминутная тарификация.
В странах СНГ цены на зарядку все еще остаются значительно ниже, чем в Европе и США, но в Беларуси уже наблюдается тенденция к подорожанию. Тем не менее, даже с учетом роста тарифов, эксплуатация электромобиля в странах СНГ остается значительно дешевле, чем использование бензинового автомобиля. Вопрос лишь в том, насколько быстро будет расти стоимость зарядки в будущем и сможет ли государство поддерживать развитие этого рынка.