Школа уже не та. И ученики не те, и учителя. Образование в обществе меняется стремительно, пытается поспевать за современными тенденциями, но тут есть проблемы. Цифровизация в обучении занимает прочные позиции, но не все готовы ее принимать.
О том, что процесс обучения нужно приспособить к современному цифровому пространству, заговорили давно. Еще в 2019 году начала работать Концепция цифровой трансформации процессов в системе образования на 2019-2025 годы. И вот сроки выходят, что же сделано по этой государственной программе, и как в целом выглядит цифровизация в сфере обучения?
Наверное, самый значимый прорыв в сфере – это дистанционка. Доступное для каждого образование из дома, на отдыхе, в транспорте. Сегодня сложно найти тех, кто не принимал участия ни в одном обучающем вебинаре, не смотрел онлайн-уроков. Все дистанционное обучение можно разделить на несколько направлений:
Нашими современниками создано огромное количество онлайн-курсов самых разных направлений. Традиционное обучение практически не использует это направление, зато частные профессионалы и педагоги активно создают курсы по самым разным областям. Существуют целые школы, которые ведут занятия именно таким образом. Курсы могут быть построены на вебинарах или включать в себя весь спектр – от онлайн-уроков до интернет-заданий. В современном обществе намного выше котируется получение навыков и знаний, чем сама корочка об образовании. И если курсы грамотно выстроены, то нет никакой проблемы, что они идут онлайн. Главное – это результат. Тем более что такое образование доступно всем и в любой точке мира. Ты можешь учиться у педагога из другой страны, иметь любой возраст и возможности, любое состояние здоровья.
Онлайн-уроки стали входить в нашу жизнь вместе с ковидом. Познакомились с таким форматом даже школьники. К сожалению, дальше экспериментов тут дело не пошло. Прошел эпидемиологический период и детей вернули за парты. Но вот что интересно, эту практику можно было бы внедрять и для инклюзивного обучения, и для тех, кто по состоянию здоровья временно не может посещать школу. Да и в целом, найти применение занятиям онлайн вполне можно. Такие уроки до сих пор можно встретить в практике некоторых ВУЗов, например, на переподготовке специалистов. Кстати, в России этот опыт внедрили и используют для обучения даже в колледжах. Дистанционные дни в обучении помогают разгрузить кабинеты. Если рассмотреть практику с этой стороны, то вероятно, есть шанс уйти от второй смены в школах. Также дополнительные и факультативные занятия вполне могли бы перекочевать на дистанционку.
В практике многих преподавателей появились видеокурсы. Они не привязаны ко времени, как онлайн, поэтому позволяют всем обучаться в любом удобном режиме. Минус таких видеокурсов неполноценная обратная связь, отсутствие живого общения. На вебинарах можно задавать вопросы и тут же получать ответы, при небольших группах и вовсе все на экране и постоянно имеют возможность отвечать и высказываться, то есть полностью включены в процесс. В случае с видео такого взаимодействия нет. Зато это возможность создать курс и дать его изучить большему количеству людей. Часто видеоуроки становятся частью большого онлайн или офлайн обучения. Такую практику уже активно внедряют в школах, в вузах, в колледжах, на курсах. Любой педагог может снять ролик или его серию и предложить к дополнительному просмотру обучающимся или показать его в ходе урока. Для тех, кто пропустил темы, такие видеоуроки очень актуальны, ведь помогают понять материал. Но самыми популярными у подростков становятся видеоуроки на YouTube и в TikTok. Если ты что-то не понял в школе или никак не можешь выучить, то на помощь приходят современные учителя-блогеры.
Еще одна часть дистанционного обучения – это онлайн-консультации. Сегодня многие педагоги платных курсов, а часто и государственных учреждений дают возможность обучающимся обратиться за консультацией онлайн, например, через мессенджеры. Часто в процессе обучения и выполнения заданий у нас возникает море вопросов, искать ответы, на которые сложно, а иногда и вовсе невозможно. И консультация онлайн с педагогом – это возможность качественнее обучаться и получить свой индивидуальный подход.
Ну, и наконец, интернет-задания, которые уже давно прочно вошли в нашу жизнь. На всех уровнях образования нам дают тесты, задачки, игры и прочие упражнения, которые можно выполнять через интернет. Как минимум, мы можем выполнить задание в цифровом виде и отправить его через всемирную сеть на почту или в мессенджер, а не распечатывать и тащить педагогу на сдачу. Интересно, что в школе редко применяется такая практика. Максимум цифровизации в этом отношении – это подготовка презентаций и демонстрация их на школьном оборудовании через флешку. Тетради и устные ответы до сих пор остаются основными в общем среднем образовании. Но все-таки современные учебники уже снабжены куар-кодами, за которыми скрываются или упражнения и тесты или дополнительная информация.
Болезненная тема дневников в интернет-пространстве никак не придет к своему логическому завершению. В Беларуси школы постоянно испытывают те или иные платформы, но сталкиваются с рядом проблем. Например, ограничение функций дневников, когда возникают сложности с получением домашних заданий. Или несоответствие реальных заданий тем, что учитель внес на интернет-ресурс. Запоздание выставления отметок. Впрочем, последним часто грешат и в реальных дневниках и даже журналах.
С учетом нагрузок, которые установлены учителям в школах, у педагогов сложности с выделением времени на заполнение электронного журнала. Когда им этим заниматься? Внести домашнее нужно в короткий перерыв после урока, тогда же по логике и отметки выставить. Но в этот самый маленький отрезок нужно еще подготовиться к следующему уроку, а может и воспользоваться комнатой гигиены или посетить столовую. Также нельзя прогнать учащихся, которые идут с вопросами и реальными дневниками тоже на перерыве. Поэтому педагоги практикуют запись домашних заданий наперед. И также с отметками – выставляют их в свободное время.
То, что компьютеры в хорошем состоянии при наличии нормального интернета есть далеко не в каждом кабинете, добавляет свою лепту.
Родители тоже часто не могут нормально получить доступ к дневникам. Если на ресурсе зарегистрирован ребенок от одной школы, то от другой второго уже не добавишь. Нужно проворачивать схему с разными адресами электронной почты и выходом то с мобильного, то с компьютера. Приложения к домашним заданиям открывать родители тоже не могут бесплатно.
Но вот проблема с родительским доступом, вероятно, скоро все же решиться. Уже в следующем году в Беларуси должен начать функционировать государственный сервис онлайн-дневников. Осталось только внести работу с ними не только в обязанности учителей, но и учесть в графике рабочего времени.
В любом случае, возможность подсмотреть домашку не обрывая все чаты и личные переписки – это невероятно удобный формат. Также хорошо можно отслеживать успеваемость и просчитывать вероятные отметки в четверти, чтобы успеть исправить.
Сегодня у каждого учреждения образования, любых курсов есть свои сайты, социальные сети и мессенджеры. Они используются для разных целей и позволяют быстро подавать актуальную информацию и поддерживать связи с учащимися, их родителями, педагогами.
В первую очередь это отражение жизни учреждений образования. Ею могут интересоваться как законные представители, так и сами дети. Но в первую очередь именно через деятельность, отраженную на сайтах и в социальных сетях руководство видит общую картину работы УО. Собственно, сегодня этот формат используется для отчетности. Особенно это касается официальных порталов учреждений образования и, как ни странно, телеграм-каналов.
Вторая важная функция – это предоставление справочной информации. Расписания, контакты, анонс мероприятий, документы – все это можно получить через интернет.
Социальные сети становятся рекламной площадкой как учреждений образования, так и различных объединений, а уж про коммерческие предложения частных организаций и вовсе говорить не приходится. Сегодня люди не читают объявления на столбах, такими рекламными площадками стали мессенджеры и соцсети.
Четвертое направление – это организация деятельности и взаимодействия между сотрудниками учебных заведений, между педагогами и родителями, между учителем и детьми. Общение в мессенджерах еще недавно позволяло быстро получить информацию или донести ее, организовать какой-либо процесс – от экскурсии до поздравления учителя. Родительские чаты и вовсе стали мемными. Но обилие таких информационных групп, а их создают по поводу и без повода не только в образовательной среде, но и всюду в обществе, привело к обратному эффекту. Люди перестали реагировать на сообщения, отвечать и даже читать. Часто информация доходит с опозданием, теряет свою актуальность. В результате мессенджеры становятся поглотителями времени администратора, а результативность их снизилась.
Здесь определенно стоит ожидать изменений. Сайты не полноценно исполняют свои функции, они не соответствуют требованиям времени, найти что-то на таком ресурсе все чаще проблематично. В мессенджерах отсутствует отклик, а социальные сети ведутся вопреки всем законам развития, а потому имеют очень маленькие охваты. Кроме того, все это отнимает огромное количество времени у педагогов, так как иных сотрудников, ответственных специально за интернет-развитие и продвижение у государственных учреждений образования нет. Ранее у людей наблюдался информационный голод, сегодня, наоборот, перенасыщенность. Соответственно этим новым реалиям и необходимо соответствовать. Интернет-ресурсы должны стать конкурентно способными, но если ими так и продолжат заниматься «универсальные солдаты», то эффективность упадет до нуля.
Сегодня в мире есть огромное количество возможностей для улучшения качества образования с помощью цифровых инструментов и оборудования. Но реалии нашей жизни таковы, что все это стоит денег. Поэтому далеко не все учебные заведения оборудованы хотя бы в достаточной степени. Отстающие от современной действительности компьютеры – головная боль чуть ли не каждой школы. И хорошо, если техника есть на столе у каждого педагога. Различные интерактивные доски, мультимедийные классы, VR-пространства, роботизированные модули, инновационные тренажеры, ИИ – все это постепенно внедряется и в жизнь учебных заведений Беларуси. Цифровое пространство позволяет в принципе изменить подходы к обучению, использовать визуализации, погружения, видеоформат, интерактивные приспособления для практических занятий, собственно, саму работу с техникой – от компьютеров до видеокамер. Но, к сожалению, все это вводится так медленно, что не успевает за обновлениями цифрового рынка. Когда государственные УО только начинают в других местах, в том числе и в коммерции уже переходят к другим цифровым инновациям.
Дело не только в финансовых возможностях, а в апробации, тестировании, прежде чем вводить в общеобразовательный процесс. Это огромное количество согласований и утверждений. К сожалению, это не только обеспечивает безопасность и эффективность дальнейшего применения, но и тормозит процесс внедрения, а еще ставит много дополнительных ограничений. Кроме того, тестовые режимы затягиваются во времени. И даже после окончания экспериментальных и инновационных проектов еще долгое время не входят в массовую практику.
Электронные учебники уже давно стали реальностью нашей жизни, но все также большинство детей носят с собой тяжелые учебники. В основном используются планшеты, а электронные книги не все читают форматы учебников. Даже такой простой механизм в нашей системе пока не нашел должного отражения, хотя мог бы значительно повлиять на комфорт обучения и здоровье детей.
Но цифровизация идет все равно. В школах появляются медиацентры, классы получают новинки оборудования, имеются интерактивные доски, а на информатике изучают языки программирования. Для учителей и педагогов проводятся специальные конкурсы, в которых они представляют свои цифровые продукты.
Будущее образования в любом случае лежит в цифровой плоскости, здесь появляется огромное количество инноваций, здесь идет переход на новый уровень преподавания, стираются границы между государствами и открываются новые возможности для всех. Одной из основных тенденций в этой сфере можно выделить самообразование, которое приобретает все большую популярность. Это делает людей более организованными и конкурентноспособными на рынке труда, а современные технологии становятся и инструментом, и катализатором.