Советская анимация была настолько талантливой и великолепной, что до сих пор можно пересматривать мультфильмы и наслаждаться. В них использовано огромное количество приемов постановки кадра, интересная, местами необычная рисовка, замысловатые сюжеты и добрые, важные посылы. С учетом того, что каждый кадр создавался вручную, то мультфильмы советского времени смело можно назвать шедеврами. Современным компьютерным технологиям и нейросетям такой уровень даже не снился. Много анимационных лент простые и понятные, но немало было создано странных мультфильмов, в которых смысл может быть не так однозначен. Посмотрели такие проекты и делимся впечатлениями.
Кадр из мультфильма
Мультфильм был снят в 1978 году. Это рисованная анимация, где вся озвучка сводится к мелодии. Длительность при этом не самая маленькая – почти 10 минут. Сюжет мультфильма вертится вокруг встречи земного художника и инопланетянина. Последний пытается вступить в контакт с человеком, а тот старается скрыться.
Здесь очень много о природе. О том, насколько она прекрасна и удивительна. Именно ею любуется художник. Но мультфильм совсем не об этом, а о страхах человека, способности домысливать то, чего нет на самом деле. Чтобы это было понятно, еще до появления инопланетянина по сюжету, главный герой смотрит на прекрасный мир, но каждый раз представляет, что может произойти. Например, птица попадет в клетку, бабочку убьют для коллекции.
Взгляд художника реалистично рисует эти картины. Но этого на самом деле нет и не факт, что когда-нибудь случится. Не удивительно, что при встрече с внеземным разумом у человека случается паника. Он боится неизвестного, но представляет все самое ужасное. Несмотря на всю безобидность инопланетного существа, которое с детским любопытством изучает земной мир, его желание подружиться, пообщаться с художником, у того возникают только ужасные картины. В панике он начинает убегать.
Чтобы разрешить проблему сюжета, нужно подружить неизвестный мир инопланетянина и мир человека. И связующим звеном выступает музыка. И оказывается, что все не так страшно, а наоборот. Финальная сцена – взгляд на мир кузнечика. Еще один посыл – мы все видим окружающую действительность по-разному.
Этот четырехминутный мультфильм с абсолютно странной рисовкой завораживает своими непонятными персонажами и странными действиями. Это лента не для детей! И отдаленно понять посыл автора – Ивана Максимова – сможет только взрослый. Вообще, мультфильм очень странный. И чтобы зрители хоть как-то начали думать в нужном направлении в самом начале расшифровывается загадочное «ФРУ»: фрустрация – состояние подавленных потребностей.
А дальше начинается все самое непонятное, завораживающее своим процессом, но не поддающееся логике. Мультфильм до сих пор получает море критики, потому что, по мнению многих зрителей, происходящее на экране – это бред. Непонятные существа, которые как-то дико взаимодействуют друг с другом. Если просто, то голодный щенок, который может думать только о еде, видит процессы, связанные с пищеварением – еда, фекалии, набивание живота, такие вкусные сосиски и оставшиеся после них кости…. В общем, сам посыл ясен. Голодное существо видит во всем только то, что ему нужно. Это то ли галлюцинации, то ли сон – не поймешь. И если смотреть мультфильм с этой позиции можно вынести единственное – человек видит, то, что ему нужно в данный момент, ищет это в окружающем пространстве и думает только об этом. Особенно если его основная потребность не закрыта.
Но по мнению многих, и мы с этим согласимся, это мультфильм о событиях истории и жизни людей в непонятный период перестройки. И не зря автор выносит год – цифры 89 – в название. И сама идея мультфильма – слева направо, постоянное движение – это процессы истории, которые перетекают из одного в другое, порождая все новые явления в обществе. И те фекалии, что оставляют существа, становятся «пищей» для нового. Все строится на прежнем. Но не зря все изображено в виде отходов жизнедеятельности. Верили в лучшее – получили то, что получили.
Иногда эти фекалии приобретают причудливые формы, например, кубика-рубика, который предстоит разгадать, прежде чем идти дальше. А что в результате? А в результате щенок получает кость. Просто кость. Но и она ему в этот момент желанна. Общество развивалось, менялось, стремилось к лучшему, а в итоге народ получил лишь кость, но, как говорится, и на том спасибо. Когда очень голоден, то и кость сгодится.
Ещё один мультфильм, который напрямую был связан с событиями, происходящими в мире. Интересно, что он не нашел признания у критиков и мирового сообщества в должной степени. Дело в том, что его сочли очень пацифистским, никто не готов был признать, что ошибки могут дорого стоить.
Итак, фильм о спичках. Это объёмный мультфильм Гарри Бардина, который выступил не только режиссером, но и автором сценария. Как потом он рассказывал, сюжет ему приснился. Все просто: спички не поделили коробок, начали враждовать и пытаться отхватить себе кусок территории побольше, постепенно конфликт рос, подключалось все больше войск и военной техники, а в результате была сброшена атомная бомба. И она погубила всех – и синих, и зеленых – спички делились по цветам. Сгорело всё и все. А в результате спичечный коробок стал гробом. Вот такая грустная история.
Несмотря на абсурдность ситуации, персонажей, мультфильм очень говорящий и глубокий. Посыл ясен: в любом конфликте, в любой войне не бывает победителей. Пострадают все. А особенно если речь идет о применении серьёзного атомного оружия. Удивительно, что это вроде бы всем понятно, но… 1983 год – год, когда был снят мультфильм – это время на грани ядерной войны. В это время было обострение конфликта в «холодной войне», на которое наложилось ложное срабатывание системы оповещения о ракетном нападении. Все могло закончиться для мира уже тогда. И именно об этом мультфильм. Но еще раз обратим внимание – анимационную ленту не оценили. Это говорит о твердолобости человечества, о том, что многие живут так, что «после нас хоть потоп», неумении снять шоры и посмотреть на происходящее широко раскрытыми глазами.
О, это самый «мутный» из всех просмотренных нами мультфильмов. Его сняла студия «Пилот» в 1990 году, и типичные особенности анимации для этого творческого коллектива отлично считываются. Но дело не в этом. Ту все странно, непонятно, как-то дико, что ли… Мультфильм длится более 12 минут и все время ты в напряжении, потому что пытаешься уловить смысл и выдернуть его из всего этого абсурда.
По сюжету семья – муж, жена и их домашний питомец – просто живут своей обычной жизнью. Потом появляется еще одни персонаж, который нашептывает мужу о том, что его жена курица. Если откинуть то, что изображено, то сюжет незамысловатый и вроде бы понятный. Но самое ужасное, что все, что в жизни в переносном смысле, тут становится в реальном. И жена действительно курица, о чем муж почему-то не подозревает. И муж зачем-то синий, как живой покойник, что жена игнорирует. И домашний питомец – этакая бесполезная личинка, которая только жрет и спит.
Когда начинаешь вдумываться, что понимаешь, что рассказана типичная семейная история, где заботливая жена-курица, носится со своим мужем, который себя никак не проявляет и принимает все как должное. Мужа волнуют только его увлечения, которыми он может заниматься часами. А жена все пытается угодить, носиться вокруг, но все не так. И влезает тут какой-то незнакомец – некто, причем не важно кто – общественное мнение, потому что оно в маске, а за ней может скрываться кто угодно. И он просто «открывает» глаза мужу – жена-то – курица. И супруг решает изменить жизнь. Но вот оказывается, что всю жизнь ему эта самая курица и создавала. И уже ничего ему не надо, кроме ее. В конце интересный момент: оказывается, что у мужа куриные лапы тоже. А у курицы кто муж? Петух!
В общем история очень простая, но за счет рисовки и обилия символов сложная для восприятия. Некоторые большие почитатели Фрейда ее разобрали по косточкам с сексуальным подтекстом. Не можем не согласиться, немного этого тоже имеется. Семейная жизнь без секса – так себе вариант. Но об этом уже делайте выводы сами.
Конечно, мы не можем обойти в подборке культовый мультфильм. Созданный в 1975 году, он до сих пор будоражит умы. Кто-то посмеивается над его абсурдностью, кто-то видит отсылки к другим произведениям, кто-то размышляет о жизни и смерти. Но мультфильм-то детский, и создан по детской сказке Сергея Козлова, если это не забывать, то все мемы останутся мемами, не имеющими отношения к реальной истории.
Несмотря на это, «пасхалочки» в мультфильме все же есть. Это и туман с лошадью из «Соляриса» Тарковского, и существа-наблюдатели из тумана как в «Амаркадоре» Феллини. Взрослым будет интересно считать из мультика «Божественную комедию» Данте, а точнее человеческие пороки и круги ада. В общем, для взрослого зрителя в этом анимационном произведении много чего имеется.
А что для детей? Для начала немного о сюжете. Ёжик отправляется к своему другу, попадает в лес, в туман, теряется там, встречает разных существ, в итоге падает в реку, но с помощью рыбы добирается до берега и, наконец-то, до Медвежонка, который его ищет и зовет. И вот друзья снова вместе – считают звезды и думают о своем.
А ведь Ёжик по своему поведению – типичный маленький ребенок. Любопытный, который задает много вопросов, пытается сам найти ответы, все проверить, даже если очень страшно. А страшно часто, потому что ему все неизвестно и не понятно, но он идет дальше и проверяет: а что же будет? И идет не куда-нибудь, а к своему другу. А есть ли друг на самом деле? Воображаемый товарищ – вообще типичная история для детей. И эти разговоры с самим собой, придуманные за Медвежонка ответы в диалогах, которые тот потом слово в слово повторяются. В общем, а есть ли этот друг или Ёжик его просто придумал?
Возвращаясь ко взрослым смыслам, стоит отметить, что здесь много о путешествии по жизни человека, а для кого-то и путешествии после смерти. Но суть в том, что человек создает свои собственные иллюзии, пытается все объяснить, найти ответы, а они все равно разные. И аллегории тут, как смесь из разных культур, и видение разное. То бабочки, как символ смерти из азиатской мифологии, то белая лошадь из Библии, то Харон в реке из греческих мифов, то Древо жизни из самых разных культур, а то и славянские Навь, Явь и Правь…. Тут все смешано и рождено в один не такой уж сложный на деле сюжет. И о чем это говорит, что мы все время ищем что-то, пытаемся найти объяснения, спорим и расходимся во мнениях. А все просто – мир есть такой, какой он есть здесь и сейчас, вот с этими звездами, близкими рядом и чаем с малиновым вареньем.